История российской кинематографии (1941-1968 гг.)

обложка

 

Фомин Валерий Иванович

Москва: Канон+, Реабилитация, 2019. - 735 с.

ISBN 978-5-88373-526-3

 

Коллективная монография «Российская кинематография. Очерки истории киноотрасли (1896-2015 гг.) является первой в отечественном кино попыткой системного анализа исследования российского кино с позиций истории киноотрасли. Авторы этого исследования поставили перед собой задачу рассмотреть историю отечественной кинематографии от момента ее рождения до наших дней в сложном взаимодействии всех ее основных составляющих звеньев - управления, репертуарной политики, кинопроизводства, кинотехники и кинопромышленности, кинофикации и кинопроката, экономики, зарубежных связей, системы подготовки кадров и др.

Настоящее издание - вторая часть этого уникального исследования. Его хронологические рамки (1941-1968 гг.) охватывают три очень разных по своему содержанию и итогам периода - годы Великой Отечественной войны, послевоенный период и эпоху так называемой «Оттепели». Каждый раздел книги дополняется представительной подборкой ключевых архивных документов, публикуемых впервые.

Книга адресована нее только специалистам, но всем кто интересуется прошлым и настоящим российского кино.


Книга доступна:


Содержание:

ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ. 1940-1945 гг. 

«...ВСТАВАЙ НА СМЕРТНЫЙ БОЙ...». Предисловие 


Управление
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ: ИСПЫТАНИЕ ВОЙНОЙ
    Если завтра война...
    Эвакуация. «Съемки не прекращались ни на один день...» 
    Иван Григорьевич Большаков. «Нет, ребята, такого начальника мне уже никогда не найти...»
    Накормить. Обогреть. Наградить
    Агитпроп. Бей своих!..
    Дуэль: Александров - Большаков. Кто кого?
    Хозяин Кремлевского кинотеатра. «Один хороший фильм стоит несколько дивизий...»

Кинопроизводство 
«СЪЕМКИ НЕ ПРЕКРАЩАЛИСЬ НИ НА ОДИН ДЕНЬ...»
    Эвакуация
    ЦОКС. Голливуд на границе с Китаем
    Сталинабадский синдром
    Ударный труд - фронту!
    Реэвакуация. В гостях хорошо, а дома лучше...

Репертуарная политика 
КИНОХРОНИКА. ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ. БИТВА ЗА ПРАВДУ
    Накануне 
    Уходим...
    Как снимать войну?
    «Фронтовые хроникальные съемки должны быть предельно правдивы...»
    Директивы, приказы, инструкции Главкинохроники
    «Снимайте самое ужасное, самое тяжелое, не приноравливаясь
    к требованиям эстетичности...»
    Инсценированная война
    Человек на войне
    Создание кинолетописи
    Главкинохроника-1944. Реорганизация или погром? 

Репертуарная политика 
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КИНО
    Боевые киносборники
    Художественное кино в годы войны. Выбор пути 
    Советское кино - Агитпроп: смертельная битва 
    Казнь в Кремле 

Кинопрокат 
САМЫЕ ТРУДНЫЕ ГОДЫ 
    Интерес к кино не пропал!.. 
    Навстречу зрителю 
    Перелом
    Геббельс против Щербакова. Кинопрокат по-фашистски 
    Щербаков против Геббельса

Кинотехника и кинопромышленность 
РАНЫ КИНОПРОМЫШЛЕННОСТИ
    Все - фронту! 
    Кинопленка 
    В блокаде
    «Техника - это не только качество кадра. На фронте техника - это жизнь...» 
    Легендарная «Аймо»
    Приспособления. «Голь на выдумки хитра...»
    Война на расстоянии
    Медвед-кино

Зарубежные связи 
ДРУЖБА ЗАКЛЯТЫХ ВРАГОВ
    Придется дружить 
    Идем на прорыв?
    Михаил Калатозов: письма из Голливуда 
    На британском направлении 
    Новые друзья. Красный передел

Кадры 
СВЯТЫЕ И ГРЕШНЫЕ
    Добровольцы
    Цена кадра. Каждый второй - ранен, каждый четвертый - убит... 
    Святые и грешные

Итоги
ПОДВИГ СОВЕТСКОГО КИНО
    Цена победы - 2 953 938 ООО руб.?!!! 
    Подвиг советского кино

Приложения
ДОКУМЕНТЫ

ИСПЫТАНИЕ МАЛОКАРТИНЬЕМ. (1945-1953 гг.)

НА ПЕПЕЛИЩЕ 

Управление 
«ШПИЦПРУТЕНОВ НЕ ЖАЛЕТЬ!..»
    Пятилетний план восстановления кинематографии 
    Министерство кинематографии СССР 
    Погром 1946-го
    «Чудище обло... стозевно и лаяй» Агитпроп у руля кинематографии

Репертуарная политика 
КАЗНЬ «БОЛЬШИМ СТИЛЕМ»
    Поворот руля
    Казнь «большим стилем»
    «Люди с кровью протухшей трески»
    Худсовет по-министерски

Кинопроизводство 
ИСПЫТАНИЕ «МАЛОКАРТИНЬЕМ»
    Падение 
    Разруха
    Пятилетка-мечта. «Большой "Мосфильм"» 
    Дезорганизация
    Курс на «малокартинье». Как тратиться на кино меньше, а зарабатывать больше...
    «Малокартинье» и дружба народов 
    Конец «малокартинью» 

Кинофикация и кинопрокат 
КИНОСЕТЬ ЗАЛЕЧИВАЕТ РАНЫ
    Внутриотраслевая оптимизация работы кинопроката. Как латали тришкин кафтан 
    Дезорганизация и воровство 
    «Трофейное кино». Спасение или удар в спину? 
    ТВ - союзник или соперник? 

Кинотехника и кинопромышленность 
ЦВЕТ СОВЕТСКОГОКИНО - НЕМЕЦКИЙ? 
    «Заграница нам поможет» 
    Цвет советского кино - немецкий? 
    Стереокино 
    Кинопромышленность 

Зарубежные свази 
СНОВА ВРАГИ
    «Железный занавес» 
    Рождение «Совэкспортфильма» 
    Новые друзья. Красный передел 
    «Трофейные фильмы» - трофейные? 
    Фестивали 

Кадры
«В СВЯЗИ С НЕЗДОРОВОЙ ОБСТАНОВКОЙ...»
    Кинообразование
    Не по собственному желанию
    «Суд чести»
    «Актив шел в Дом кино, как в пыточную камеру...» 
    «Банда безродных космополитов»
    «Под видом кинокритиков в советском кино орудовала банда безродных космополитов...» 
    Много шума из ничего? 
    Луч надежды 

Кинообщественность 
ДОМ КИНО
    Грезы о творческом союзе 
    Остров свободы 
    «Ника» 1945 года 

Итоги
«ЧЕРНОЕ, ЛИХОЕ ВРЕМЯ...»?

Приложения
ДОКУМЕНТЫ

Кинематограф оттепели «СЕРЕБРЯННЫЙ ВЕК СОВЕТСКОГО КИНО»

ВЗЛЕТ

Управление
«ЛЕВЫЙ ФЛАНГ МЫ ПОСТАВИМ НА ПРАВЫЙ, А ПРАВЫЙ ПЕРЕДВИНЕМ В ЦЕНТР...»
    Киномуза в Министерстве культуры
    Кинокомитет
    «Неоттаявший» Агитпроп
    Попытка возрождения Министерства кинематографии СССР

Союз кинематографистов СССР 
«РУКОВОДСТВО КИНЕМАТОГРАФИЕЙ УТВЕРДИТЬ НА ВАСИЛЬЕВСКОЙ УЛИЦЕ...»
    Творческий союз как новый фактор кинопроцесса 
    Рождение CK СССР 
    Оргкомитет СРК 
    Направления работы
    Разработка организационно-экономической реформы 
    Свержение Пырьева 
    1965 год. Союз в законе 

Репертуарная политика 
«ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ НЭП НЕ ПРОЙДЕТ!» 
    Чудо воскрешения 
    «У меня есть сердце!» 
    Метод православного реализма? 
    Горькое отрезвление 
    Драма разрыва. Кино не для всех 
    «Кондуктор, нажми на тормоза...» 

Кинопроизводство 
«ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ, И ВЫШЕ...» 
    От края могилы к расцвету 
    «Большой "Мосфильм"»: новое рождение 
    Рост кинопроизводства в республиках 
    Кинематография РСФСР: второй сорт? 
    Рационализация кинопроизводства 

Кинофикация и кинопрокат 
УЖЕ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, НО ВСЕ ЕЩЕ МАЛО... 
    Первые успехи 
    Главная проблема
    «Советское многонациональное» в зеркале прокатной статистики 
    Планирование доходов 
    Что надо изменить? Предложения CK СССР 

Кинотехника и кинопромышленность 
НИКАК НЕ ДОГОНИМ

Зарубежные связи 
«ХОДИЛИ МЫ ПОХОДАМИ В ДАЛЕКИЕ КРАЯ...» 
    Потеплело?
    «Дан приказ ему на Запад» 
    Старый новый «Совэкспортфильм» 
    Козыри CK
    Фестивальное наступление 
    Московский Международный кинофестиваль 
    Идеология или коммерция? 

Кадры 
КАК СЕЧЬ ДЕТЕЙ? 
    ВГИК
    Кинороддом № 2 
    Испытание 

Итоги

Приложения 
    ДОКУМЕНТЫ 
    ПЕРСОНАЛИИ


Основная рубрика: История киноискусства, Искусство > История искусства > Зрелищное искусство > Кино

Вам может быть интересно