Книжная выставка: «Африка в прошлом и настоящем»

В главном здании РГГУ, перед входом в Читальный зал открыта книжная выставка: «Африка в прошлом и настоящем». На выставке представлено около 350 книг, иллюстрирующих многообразную историю и культуру африканского континента. Читатели могут ознакомиться с монографиями, посвященными исследованию Африки в XIX-XX вв., художественными произведениями африканских и европейских писателей, одной из центральных тем которых была проблема апартеида.

Африка – второй по площади материк  после Евразии. Африка - единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического.

В Африке расположено 55 стран и 5 самопровозглашённых и непризнанных государств. Большинство из них долгое время были колониями европейских государств и обрели независимость в 50-60-х годах XX века.

Общая численность населения Африки к началу XXI века составляла около 850 миллионов человек. Здесь самый высокий в мире темп роста населения - около 3 % в год. Около 70 % всего населения живет в селе.

Африка считается прародиной человечества: именно здесь были найдены самые древние останки рода Homo и вида Homo Sapiens, и его вероятных предков. Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы 13-м тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре (ещё не превратившейся в пустыню) началось ок. 7500 года до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6-м тысячелетии до н. э. В пустыне, бывшей плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, об этом свидетельствуют археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 года до н. э. до VII века н. э.  

фото    фото    фото

Население Африки  представляет собой сложный конгломерат этносов и этнических групп, образовавшийся в результате постоянных, разных по интенсивности и направлениям многочисленных миграций коренного населения, контактов между отдельными группами.

фото

Практически каждый этнос имеет свой язык. На африканском континенте насчитывается около двух тысяч языков - треть всех языков сегодняшнего мира. Именно в Африке можно проникнуть вглубь тысячелетий, изучая языки коренного населения.

Согласно распространённой точке зрения, человеческий язык сформировался  в Африке.

Африканские традиционные религии исповедуют примерно 15 % африканцев, представителей фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков.

Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

фото    фото    фото

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную, а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо. Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни.

К важным составляющим африканских традиционных религий относится игра на музыкальных инструментах (главным образом, на барабанах) и фестивали, атрибутом которых являются танцы и ношение масок. Для передачи истории из поколения в поколение очень важны песни и музыка, которые используются в ритуалах и религиозных церемониях.

фото

Ритyaлы – этo неотъемлемая часть афpиканской культуры. Они воспроизводят разные аспекты жизни. Самой важной ценностью в жизни племен является семья, именно с ней и связано большинство поверий, традиций и обрядов.

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

фото    фото

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предков, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им.

Особенности африканских религий отразились в произведениях культуры народов Африки, в их творчестве. В целом «африканская культура» включает в себя произведения множества различных культур, зачастую генетически или диффузионно не связанных друг с другом. Вместе с тем для большинства «продуктов» «африканской культуры» свойственны общие черты.

Видовое многообразие африканского искусства представлено:

  1. декоративно-прикладным искусством – статуэтки, маски (со спокойным ликом и устрашающие), разнообразные бусы и нательные украшения;
  2. литература малых форм (сказки, мифы, песни, загадки, басни и т. п.) и монументальные эпосы;
  3. музыка, исполняемая с помощью ударных, духовых и струнных инструментов.

фото

Древнейшие сохранившиеся образцы африканского искусства - наскальная живопись, изображающая диких животных, скот, охотников и религиозные фигурки. Африканская пластика включает в себя маски и статуэтки, используемые в ритуальных целях.

Маски можно разделить на две основные группы. Устрашающие маски, где человеческие черты лица зачастую соединялось с чертами зверя. Их надевали члены тайных обществ во время традиционных празднеств или охоты за нечистой силой, так как человек в маске давал временное пристанище духу, которого эта маска изображала. Маски также использовались во время охотничьих ритуалов; члены племени, надевая маски и шкуры животного, на которого предстояло охотиться, имитировали его поведение. Маски со спокойными лицами, глаза у которых обычно закрыты, изображали умерших родственников, и их использовали в погребальных обрядах или во время празднеств.

фото

Африканские культовые статуэтки, в большинстве случаев, изображают умершего человека, являясь вместилищем его души, или животное, которое было связано с тотемным предком этноса.

В Африке все традиции имеют устный характер - там никогда не было развитой письменности. Литературы африканских стран сформировались на основе устного народного творчества в результате взаимодействия культурных традиций населяющих их народов. Фольклор Африки представляет собой мозаику разнообразных сказок, мифов, песен, басен, загадок, легенд, эпических преданий, тесно связанных с мифологией и традиционными африканскими верованиями (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.). Он существует в тех или иных жанровых формах во всех регионах континента. Изложение может быть как в прозе, так и в стихах. Распространению устных сказаний способствовали профессиональные сказители и певцы.

фото

Африканская музыка отличается сложной ритмической структурой и своеобразием музыкальных ладов у каждой этнической группы. Важную роль в традиционной музыке играют разнообразные ударные (барабаны, санса, ксилофон) и духовые инструменты (различные варианты флейты, рога). Из струнных инструментов используется музыкальный лук, арфа, кора, мбет, струнно-духовой инструмент гура и другие. На большей части континента традиционная музыка передаётся из поколения в поколение устно (или на слух) и не записывается.

  

фото    фото

До Средних веков европейцам была известна только Северная Африка, за которой находилась непроходимая пустыня. Открыть южную оконечность Африки стало действительно важно для Европы только к XV веку. Странам средневековой Европы был нужен выход к Индии, чтобы начать с ней торговлю. В 1498 г. португальский купец и мореплаватель Васко да Гама стал первым европейцем, обогнувшим Африку и достигшим Индии. Но, оказалось, что не только Индия, но и сама Африка таит в себе несметные богатства. Уже к концу XV века португальцы контролировали побережье Западной Африки. Следом за ними в Африку устремились практически все западноевропейские державы: Голландия, Испания, Дания, Франция, Англия, Германия. С XVII века начинается колониальный период истории Африки, так как она вся оказалась разделена на сферы влияния и колонии передовых европейских стран. При этом исследование Африки продвигалось достаточно медленно из-за внушительных размеров материка, тяжелых климатических условий и враждебно настроенных к европейцам местных племен.

фото    фото

Резкая активизация политики колониальных завоеваний Южной Африки началась из-за так называемого второго открытия Южной Африки. В 60-70 годы XIX века были открыты крупнейшие в мире месторождения алмазов, в 1886 году – крупнейшие в мире месторождения золота. Алмазная и золотая «лихорадки» привели к широкому притоку иммигрантов. За 1875-1890 годы въехало 150 тыс. человек, за 1890-1913 годы – 550 тысяч. Именно тогда возникло крупнейшее монополистическое объединение по добыче алмазов «Де Бирс консолидейтед майнс».

Процесс колонизации приобрел широкие масштабы во второй половине XIX века, особенно после 1885 г., с началом так называемой гонки за Африку. Практически весь континент (кроме остававшихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 г. был разделён между рядом европейских государств: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия.

фото

Крупнейшей войной в период империалистического раздела Африки была англо-бурская война 1899-1902 годов, закончившаяся захватом Великобританией Трансвааля и Оранжевого свободного государства. В результате этой войны в 1910 г. был создан Британский доминион Южно-Африканский союз.

фото    фото    фото

Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку и привязав ее к определенной валютной зоне, метрополии расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановили нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что, естественно, осложняло развитие национально-освободительного движения.

Мировые войны затронули Африку. В каждой из них африканский континент, казалось бы, такой далекий от европейских политических конфликтов, вынужден был принимать самое активное участие.  В качестве одной из главных задач в Первой мировой войне страны Антанты ставили захват африканских колоний Германии, таких как:  Того, Камеруна, Восточной и Юго-Западной Африки. Все они были недавно приобретены Германией и слабо защищены.

фото

Во время Второй мировой войны военные действия между англо-американскими и итало-немецкими войсками развернулись в Северной Африке – на территории Египта и Магриба (Североафриканская кампания 10 июня 1940 -13 мая 1943 гг.). В ее ходе произошли знаменитые сражения англичан с войсками немецкого генерала Роммеля, и высадка американо-английских войск в Марокко и Алжире (десантная операция «Торч», ноябрь 1942 г.). Восточноафриканская кампания официально длилась меньше полутора лет – с 10 июня 1940 по 27 ноября 1941 г., однако итальянские солдаты продолжали воевать в Эфиопии, Сомали и Эритрее до конца 1943 г., пока до них не дошел приказ о капитуляции. На Мадагаскаре, который был базой снабжения японских подводных лодок в Индийском океане, в мае 1942 г. высадились деголлевские и британские войска, и к ноябрю того же года остров был освобождён от вишистских и японских войск.

фото

Вторая мировая война послужила началом национально-освободительного движения: создаются национально-политические партии и общественные организации. Патриотизм и национальное сознание африканцев в этот период достигает своего пика. Самым известным лидером освободительного движения стал Патрис Лумумба.

В 1951 г. Ливия провозгласила себя независимым государством, позднее ее примеру последовали Марокко, Тунис и Алжир. 

Кульминацией процесса деколонизации стал 1960 г. Он вошел в историю как "Год Африки". На карте мира появились 17 новых африканских государств. Демонтаж остальных колониальных режимов стал уже неотвратим.

фото

Вместе с обретением независимости во многих африканских государствах была произведена национализация частных капиталов и собственности иностранных захватчиков. Иностранный капитал был направлен на наиболее прибыльные области развития: месторождения полезных ископаемых, возделывание экспортных культур, пользующихся спросом.

В 2001 г. с целью достижения экономической и политической независимости африканских государств был образован Африканский союз.

Современная Африка – страна контрастов, здесь активное развитие экономики граничит с нищетой и голодом, средневековые традиции с  демократией.

В социально-экономическом плане Африка в большой степени «стадиально гетерогенна» — это значит, что рядом можно увидеть элементы самых разных укладов. Эти уклады образуют своеобразные системы сочетания архаики и современности. Уровень экономического развития зависит и от региона. В Африке можно увидеть и современные отели, и традиционные ритуалы, и менеджеров в дорогих костюмах, и охотников-собирателей.

Одна из главных проблем Африки сегодня заключается в разрозненности ее политической карты, которая обусловлена наследием колониальной эпохи и многообразием культур и народов, верований и традиций на континенте. Богатая палитра исторического и культурного субстрата африканских государств на деле служит причиной многочисленных политических проблем.

Африку ожидает бурный экономический рост, прежде всего отраслей, ориентированных на широкого потребителя (реального сектора, но также розничной торговли, банковской сферы и телекоммуникационных услуг), а также отраслей, связанных с развитием инфраструктуры, сельского хозяйства и разработки природных ресурсов.

Гражданские общества в современной Африке не инертны, они находятся в движении, бурлят, временами, даже очень активны, но еще не в состоянии оказать необходимое давление на государственную власть: нет координации и единства действий.

Африка стоит перед величайшей задачей нового века – выработать новые общие социальные и культурные нормы и ценности на основе более широкой социальной общности, которые признавали бы и уважали права индивидов и групп.

 

ОТКРЫВАЯ ТАЙНЫ АФРИКИ

 

фото    фото

фото

Европейцы издавна хорошо изучили северные части Африки, странствовали вдоль берегов континента, арабские путешественники и торговцы осваивали его север, северо-восток и восток, китайские мореплаватели достигали восточных частей Африки. Но до XIX века обширные пространства внутри материка оставались известными только для местных жителей. Основным источником сведений по Северной Африке было фундаментальное «Описании Африки», принадлежащее перу Льва Африканского - последнего крупного представителя арабской географии на грани средневековья и нового времени.

Только в XIX столетии начались научные экспедиции во внутренние районы Африки, организованные представителями разных стран.

В 40-60 гг. XIX века несколько экспедиций в Центральную и Южную Африку совершил известный английский исследователь Давид Ливингстон (1813-1873). Он исследовал бассейн реки Замбези, открыл на ней большой водопад, названный им водопадом Виктория, дал описание верхнего течения реки Конго (Заир), озера Ньяса и ряда других. В 1849 г. исследователь первым из европейцев пересёк пустыню Калахари и исследовал озеро Нгами. Во время своего последнего путешествия Давид Ливингстон пытался отыскать истоки Нила.

фото    фото

фото

Немецкий исследователь Густав Нахтигаль  (1834 - 1885) в 1869 г. начал свое путешествие из Триполи через Мурзук к озеру Чад. По пути впервые исследовал горную область Тибести. В 1870-1873 годы изучал прилегающие к озеру Чад страны Борну, Канем и Багирми в низовьях реки Шари.

Пьетро-Паоло Саворньян ди Брацца (1852 -  1905) - путешественник итальянского происхождения, ставший под покровительством Французского географического сообщества основателем французских колоний в Центральной Африке, исследовал «экваториальную Францию» в отношении геологическом, биологическом и антропологическом, основал более 25 колоний.

Среди русских исследователей Африки особое место занимает Василий Васильевич Юнкер. В 1876-1886 гг. он путешествовал по Центральной и Восточной Африке и собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих частей материка. Он, в частности, проводил топографические работы, ввел гидрологические и метеорологические наблюдения, искал полезные ископаемые.

фото    фото

В конце XIX века внимание русских исследователей привлекла Эфиопия. Особое место среди исследователей Эфиопии занимает А.К. Булатович. Александр Ксаверьевич Булатович (1870-1919) был первым европейским путешественником, который целиком пересек Каффу и изъездил ее буквально вдоль и поперек. Это позволило ему дать географическую характеристику всей области, основанную на личных наблюдениях, сопроводив ее оригинальными картами. Вторую половину 1898 г. Булатович провел на западных границах Эфиопии, где определил координаты более 80 пунктов в бассейнах южных притоков Голубого Нила, создав основы современной карты этой труднодоступной территории. С сентября 1897 по июль 1898 г. Булатович, сопровождая эфиопскую армию, совершает маршруты общей протяженностью около 8000 км по области Каффа и смежным с нею территориям на западе и юге Эфиопии. Именно это путешествие дало особенно ценные результаты. Они вошли во вторую книгу Булатовича — «С войсками Менелика II».

фото    фото

Тесно связанной с Африкой оказалась и судьба поэта и писателя Н. Гумилёва. Поэт четырежды побывал в Африке. Последний раз в 1913 году в качестве руководителя научной экспедиции, организованной Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН

Экспедиция продолжалась около пяти месяцев. За это время было пройдено, как записано в дневнике Гумилевым, 975 километров. Были собраны 103 предмета и созданы их описи, сделаны рисунки и 243 фотографии, отражающие традиционную культуру африканских народов. Николай Гумилев записывал фольклорные тексты и впоследствии сделал их поэтические переводы, вел полевой дневник, собрал коллекцию насекомых.

фото

Африканские впечатления позже переплавились в стихи и очерки; на собранном фольклоре основаны цикл «Абиссинские песни» и поэма «Мик». В произведениях Н. С. Гумилева создавался образ континента, полного загадок и опасностей и, вместе с тем, сказочного, колдовского. «Исполинская груша» — таким видит его поэт. Метафоры окрашивают образ Африки в огненно-золотой цвет — цвет бурлящего, воинствующего Черного континента. Также особенностью гумилёвских стихов об Африке является представление практически всего животного мира континента. Животные в стихах И. Гумилёва являются одним из экзотических элементов его цикла, составной частью, без которой невозможно целостное восприятие многоцветия африканской культуры, ее фольклора.