В холле первого этажа и в читальном зале Историко-архивного института с 6 октября открыта книжная выставка «Ученый-мыслитель»: К 100-летию со дня рождения О. М. Медушевской (6 октября 1922 — 9 декабря 2007).
«Ольга Михайловна Медушевская, доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ, создатель международной научной школы теоретического источниковедения и международной научно- педагогической школы, основатель оригинальной научной школы, совершившей революционный переворот в историческом познании новейшего времени. Научное наследие О.М. Медушевской еще предстоит изучить во всей его полноте и целостности и осмыслить величие масштаба ее личности». (Т. И. Хорхордина)
О. М. Медушевская - выпускница Московского историко-архивного института (1940—1944). Кандидат исторических наук («Русские географические открытия на Тихом океане и в Северной Америке (50-е − начало 80-х гг. XVIII в)», 1952), доктор исторических наук («Теоретические проблемы источниковедения», 1975).
С 1950 года жизнь О. М. Медушевской была связана с кафедрой вспомогательных исторических дисциплин историко-архивного института (ныне РГГУ), где она работала преподавателем, доцентом, профессором.
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ О. М. МЕДУШЕВСКОЙ
Начало научных исследований О. М. Медушевской сопряжено с разработкой проблем пространства и времени - исторической географии и картографических источников. Она начала с изучения русских географических открытий XVIII в. и методов исследования и издания картографических источников.
В начале 1960-х гг. в творчестве О. М. Медушевской оформляется еще одно важнейшее направление - исследование зарубежной историографии по проблемам методологии истории. Ее размышления над проблемами методологии источниковедения получили свое концептуальное оформление в серии учебных пособий.
В 70–80-е годы О. М. Медушевская занималась разработкой проблем теоретического источниковедения и методологии истории. Рассмотрение проблем теории источниковедения сопровождалось глубоким исследованием ее истории. . В 1975 г. она защитила докторскую диссертацию с предельно емким названием: "Теоретические проблемы источниковедения", в которой выдвинула новую научную концепцию источниковедения как теоретической и методологической основы гуманитарного знания, позволяющей сделать это знание точным и доказательным. Логическим развитием теоретического направления в источниковедении стало его осмысление как системообразующего начала гуманитарного знания.
Последний этап творчества О.М. Медушевской означает смену научных парадигм и создание общей теории когнитивной истории, которая была оценена научным сообществом как «новая парадигма в науках о человеке», «важнейшее теоретико-методологическое направление», открывающее перспективы превращения истории в строгую и точную науку.
Особое место в творчестве О. М. Медушевской занимает обращение к трудам А. С. Лаппо-Данилевского. Восприняв его концепцию через А. И. Андреева - своего непосредственного учителя и, в свою очередь, одного из лучших учеников самого Лаппо-Данилевского - она творчески ее развивала и адаптировала к потребностям высшего гуманитарного образования.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О. М. МЕДУШЕВСКОЙ
О. М. Медушевская создала фундаментальное научно-педагогическое направление в российском источниковедении, в теории познания прошлого. И совершить это смогла, сумев обобщить данные многообразной и многоязычной литературы и опыт личных наблюдений и выводов, накапливавшийся с изучением исторических источников разных типов и видов, и спередачей таких знаний в преподавательской деятельности. Ольга Михайловна – исследователь по призванию и педагог-просветитель по зову души – обладала и даром учительства, и пожизненно благодарного ученичества. (С. О. Шмидт).
Начиная с 1990-х гг. О. М. Медушевская уделяла специальное внимание разработке модели университетского образования. Ею была предложена новая концепция гуманитарного образования, сформулированная с позиций когнитивной истории и профессиональной этики научного сообщества. «Концепция предполагала, во-первых, выбор в качестве системообразующего принципа новой образовательной модели: обучение овладению методом, а не трансляцию готовых знаний; во-вторых, опору на фундаментальные свойства человека – его способность создания новой реальности; в-третьих, признание принципиальной возможности познания человека через его произведения и разработку приемов такого познания». (А. Н. Медушевский)
Совокупность курсов, в разное время читавшихся О.М. Медушевской, представляет единую концепцию исторического познания и междисциплинарного синтеза, реализуя его задачи применительно к таким областям гуманитарного знания, как история, историческая антропология, культурология, философия, политология, весь круг вспомогательных исторических дисциплин, документоведение, архивоведение, археография. (А. Н. Медушевский)
Определяющим стал вклад О. М. Медушевской в разработку концепции и структуры нового учебника. Ее курс источниковедения русской истории сочетал глубину теоретического анализа с огромной информационной насыщенностью, воспитывал критическое мышление.
Список публикаций О. М. Медушевской, представленных на выставке.
Список публикаций об О. М. Медушевской, представленных на выставке.