Книжная выставка «Ученый-мыслитель»: К 100-летию со дня рождения О. М. Медушевской

     В холле первого этажа и в читальном зале Историко-архивного института с 6 октября открыта книжная выставка «Ученый-мыслитель»: К 100-летию со дня рождения О. М. Медушевской (6 октября 1922 — 9 декабря 2007).

фото

     «Ольга Михайловна Медушевская, доктор исторических наук, заслуженный профессор РГГУ,  создатель  международной  научной  школы  теоретического  источниковедения  и  международной  научно-  педагогической школы, основатель оригинальной научной школы, совершившей революционный переворот в историческом познании новейшего времени.   Научное  наследие  О.М.  Медушевской    еще  предстоит изучить во всей его полноте и целостности и осмыслить величие масштаба ее личности».  (Т. И. Хорхордина)

     О. М. Медушевская - выпускница Московского историко-архивного института (1940—1944). Кандидат исторических наук («Русские географические открытия на Тихом океане и в Северной Америке (50-е − начало 80-х гг. XVIII в)», 1952), доктор исторических наук («Теоретические проблемы источниковедения», 1975).

     С 1950 года жизнь О. М. Медушевской была связана с кафедрой вспомогательных исторических дисциплин историко-архивного института (ныне РГГУ), где она работала преподавателем, доцентом, профессором.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ О. М. МЕДУШЕВСКОЙ

     Начало научных исследований О. М. Медушевской сопряжено с разработкой проблем пространства и времени - исторической географии и картографических источников. Она начала с изучения русских географических открытий XVIII в. и методов исследования и издания картографических источников.

фото     фото

     В начале 1960-х гг. в творчестве О. М. Медушевской оформляется еще одно важнейшее направление - исследование зарубежной историографии по проблемам методологии истории. Ее размышления над проблемами методологии источниковедения получили свое концептуальное оформление в серии учебных пособий.

фото     фото

     В 70–80-е годы О. М. Медушевская занималась разработкой проблем теоретического источниковедения и методологии истории. Рассмотрение проблем теории источниковедения сопровождалось глубоким исследованием ее истории. . В 1975 г. она защитила докторскую диссертацию с предельно емким названием: "Теоретические проблемы источниковедения", в которой выдвинула новую научную концепцию источниковедения как теоретической и методологической основы гуманитарного знания, позволяющей сделать это знание точным и доказательным. Логическим развитием теоретического направления в источниковедении стало его осмысление как системообразующего начала гуманитарного знания.

фото     фото

     Последний этап творчества О.М. Медушевской означает смену научных парадигм и создание общей теории когнитивной истории, которая была оценена научным сообществом как «новая парадигма в науках о человеке», «важнейшее теоретико-методологическое направление», открывающее перспективы превращения истории в строгую и точную науку.

фото     фото

     Особое место в творчестве О. М. Медушевской занимает обращение к трудам А. С. Лаппо-Данилевского. Восприняв его концепцию через А. И. Андреева - своего непосредственного учителя и, в свою очередь, одного из лучших учеников самого Лаппо-Данилевского - она творчески ее развивала и адаптировала к потребностям высшего гуманитарного образования.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА О. М. МЕДУШЕВСКОЙ

     О. М. Медушевская создала фундаментальное научно-педагогическое направление в российском источниковедении, в теории познания прошлого. И совершить это смогла, сумев обобщить данные многообразной и многоязычной литературы и опыт личных наблюдений и выводов, накапливавшийся с изучением исторических источников разных типов и видов, и спередачей таких знаний в преподавательской деятельности. Ольга Михайловна – исследователь по призванию и педагог-просветитель по зову души – обладала и даром учительства, и пожизненно благодарного ученичества. (С. О. Шмидт).

     Начиная с 1990-х гг. О. М. Медушевская уделяла специальное внимание разработке модели университетского образования. Ею была предложена новая концепция гуманитарного образования, сформулированная с позиций когнитивной истории и профессиональной этики научного сообщества. «Концепция предполагала, во-первых, выбор в качестве системообразующего принципа новой образовательной модели: обучение овладению методом, а не трансляцию готовых знаний; во-вторых, опору на фундаментальные свойства человека – его способность создания новой реальности; в-третьих, признание принципиальной возможности познания человека через его произведения и разработку приемов такого познания». (А. Н. Медушевский)

       Совокупность курсов,  в разное время читавшихся О.М. Медушевской, представляет единую концепцию исторического познания и междисциплинарного синтеза, реализуя его задачи применительно к таким областям гуманитарного знания, как история, историческая антропология, культурология, философия, политология, весь круг вспомогательных исторических дисциплин, документоведение, архивоведение, археография. (А. Н. Медушевский) 

фото     фото

фото     фото

фото

Определяющим стал вклад О. М. Медушевской в разработку концепции и структуры нового учебника. Ее курс источниковедения русской истории сочетал глубину теоретического анализа с огромной информационной насыщенностью, воспитывал критическое мышление.


Список публикаций О. М. Медушевской, представленных на выставке.

Список публикаций об О. М. Медушевской, представленных на выставке.