Историческая память

обложка

 

Сафронова Юлия Александровна

Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. - 220 с.

ISBN 978-5-94380-272-0

 

Изучение исторической памяти — одно из самых динамично развивающихся исследовательских полей, существующих на стыке различных социальных и гуманитарных дисциплин. Учебное пособие представляет собой вводный курс, позволяющий сориентироваться в этой сложной и многообразной области. В первой части книги разбираются идеи и работы авторов, заложивших фундамент исследований исторической памяти: Э. Ренана, М. Хальбвакса, Я. Ассмана, П. Нора. Каждый автор рассматривается в широком историческом и дисциплинарном контексте. Во второй части обсуждаются отдельные темы внутри исследований памяти, такие как травма, ностальгия, забвение, медийная память, историческая политика и т. д. После каждой главы читателям даются задания и список литературы, цель которых — не только глубже понять излагаемый материал, но и сформулировать свою собственную исследовательскую программу в рамках одного из предложенных подходов.

Книга предназначена студентам-историкам, но может быть полезна и специалистам по другим социальным и гуманитарным наукам, а также широкой аудитории, интересующейся проблематикой современных общественных наук.


Книга доступна: 


Содержание:

Несколько слов читателям, или Как работать с учебным пособием

MEMORY STUDIES КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ 

Что такое память? 
«Мемориальный бум»
Институциональное развитие memory studies и кризис направления 
Основные черты (коллективной) памяти

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ. МОРИС ХАЛЬБВАКС И «СОЦИАЛЬНЫЕ РАМКИ ПАМЯТИ» 

Отец-основатель?
«Социальные рамки памяти»: что читать начинающему ученому? 
«Легендарная топография...» и «Коллективная память»: поздний Морис Хальбвакс
Морис Хальбвакс и memory studies: ритуальная цитата или фундамент для исследования?

 

«МЕСТА ПАМЯТИ» ФРАНЦИИ. ПЬЕР НОРА 

Карьера французского интеллектуала 
Проект «Места памяти Франции» (1984-1993) 
Что такое lieux de mémoire? 
«Места памяти» на других языках

 

КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ. ЯН И АЛЕЙДА АССМАН 

Гейдельбергская школа культурологии 
Ян Ассман читает Юрия Лотмана и Мориса Хальбвакса 
Коммуникативная и коллективная память 
Алейда Ассман: три уровня памяти


«ВООБРАЖАЕМЫЕ СООБЩЕСТВА» И «ИЗОБРЕТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ»: НАЦИЯ И ПАМЯТЬ

Эрнест Ренан: у истоков проблематики национальной памяти 
Бенедикт Андерсон читает «Что такое нация?» 
«Изобретение традиции»: Эрик Хобсбаум и Хью Тревор-Ропер


КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА И КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ 

Что такое травма?
Зигмунд Фрейд и Пьер Жане: читать ли историку психоаналитиков? 
Свидетель и проблема свидетельства 
Культурная травма
Trauma studies: перспсктивное направление или «впечатляющая ошибка»?


НОСТАЛЬГИЯ. ЗАБВЕНИЕ. ПОСТПАМЯТЬ 

Ностальгия
Как писать историю забвения?
Типы забвения: позитивное, негативное, амбивалентное 
Постпамять

 

МЕДИА И ПАМЯТЬ: ИНСТИТУТЫ, ФОРМЫ И ПРАКТИКИ
Media and memory/ Media memory: есть ли исследовательское поле?
Memory vs Media
Проблематика media and memory
Медиация, ремедиация и гипермедиация: динамика культурной памяти


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОШЛОГО: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ПОЛИТИКА ПАМЯТИ И ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ 

Как использовать прошлое? 
Политика памяти 
Историческая политика 
Публичная история 
Прикладная история


Библиография


Основная рубрика: Философия > Социальная философия > Философия истории (историософия) > Гносеологические проблемы > Историческое познание > Историческое сознание > Историческая память

Вам может быть интересно