
Сафронова Юлия Александровна
Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. - 220 с.
ISBN 978-5-94380-272-0
Изучение исторической памяти — одно из самых динамично развивающихся исследовательских полей, существующих на стыке различных социальных и гуманитарных дисциплин. Учебное пособие представляет собой вводный курс, позволяющий сориентироваться в этой сложной и многообразной области. В первой части книги разбираются идеи и работы авторов, заложивших фундамент исследований исторической памяти: Э. Ренана, М. Хальбвакса, Я. Ассмана, П. Нора. Каждый автор рассматривается в широком историческом и дисциплинарном контексте. Во второй части обсуждаются отдельные темы внутри исследований памяти, такие как травма, ностальгия, забвение, медийная память, историческая политика и т. д. После каждой главы читателям даются задания и список литературы, цель которых — не только глубже понять излагаемый материал, но и сформулировать свою собственную исследовательскую программу в рамках одного из предложенных подходов.
Книга предназначена студентам-историкам, но может быть полезна и специалистам по другим социальным и гуманитарным наукам, а также широкой аудитории, интересующейся проблематикой современных общественных наук.
Книга доступна:
- в фонде открытого доступа: 60.03 Философия истории;
- для заказа на научный абонемент РГГУ.
Содержание:
Несколько слов читателям, или Как работать с учебным пособием
MEMORY STUDIES КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ
Что такое память?
«Мемориальный бум»
Институциональное развитие memory studies и кризис направления
Основные черты (коллективной) памяти
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ. МОРИС ХАЛЬБВАКС И «СОЦИАЛЬНЫЕ РАМКИ ПАМЯТИ»
Отец-основатель?
«Социальные рамки памяти»: что читать начинающему ученому?
«Легендарная топография...» и «Коллективная память»: поздний Морис Хальбвакс
Морис Хальбвакс и memory studies: ритуальная цитата или фундамент для исследования?
«МЕСТА ПАМЯТИ» ФРАНЦИИ. ПЬЕР НОРА
Карьера французского интеллектуала
Проект «Места памяти Франции» (1984-1993)
Что такое lieux de mémoire?
«Места памяти» на других языках
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ. ЯН И АЛЕЙДА АССМАН
Гейдельбергская школа культурологии
Ян Ассман читает Юрия Лотмана и Мориса Хальбвакса
Коммуникативная и коллективная память
Алейда Ассман: три уровня памяти
«ВООБРАЖАЕМЫЕ СООБЩЕСТВА» И «ИЗОБРЕТЕННЫЕ ТРАДИЦИИ»: НАЦИЯ И ПАМЯТЬ
Эрнест Ренан: у истоков проблематики национальной памяти
Бенедикт Андерсон читает «Что такое нация?»
«Изобретение традиции»: Эрик Хобсбаум и Хью Тревор-Ропер
КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА И КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ
Что такое травма?
Зигмунд Фрейд и Пьер Жане: читать ли историку психоаналитиков?
Свидетель и проблема свидетельства
Культурная травма
Trauma studies: перспсктивное направление или «впечатляющая ошибка»?
НОСТАЛЬГИЯ. ЗАБВЕНИЕ. ПОСТПАМЯТЬ
Ностальгия
Как писать историю забвения?
Типы забвения: позитивное, негативное, амбивалентное
Постпамять
МЕДИА И ПАМЯТЬ: ИНСТИТУТЫ, ФОРМЫ И ПРАКТИКИ
Media and memory/ Media memory: есть ли исследовательское поле?
Memory vs Media
Проблематика media and memory
Медиация, ремедиация и гипермедиация: динамика культурной памяти
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОШЛОГО: ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, ПОЛИТИКА ПАМЯТИ И ПУБЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ
Как использовать прошлое?
Политика памяти
Историческая политика
Публичная история
Прикладная история
Библиография
Основная рубрика: Философия > Социальная философия > Философия истории (историософия) > Гносеологические проблемы > Историческое познание > Историческое сознание > Историческая память