
Наталия Азарова, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин и др.
Москва: О.Г.И., 2016. - 883, [1] с.
ISBN 978-5-94282-782-3
Учебник предназначен для старших классов школы (гуманитарных классов или гимназий и лицеев), им можно пользоваться не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Учебник также ориентирован на студентов первых курсов гуманитарных факультетов филологических и нефилологических специальностей и на зарубежных студентов, изучающих славистику. Кроме того, он может служить основой гуманитарного курса по выбору для студентов негуманитарных специальностей.
Книга доступна:
- в фонде открытого доступа: 83 (Теоретическая и историческая поэтика);
- для заказа на учебный абонемент РГГУ.
Содержание:
Предисловие
Что такое поэзия
Какой бывает поэзия?
Нарративная и лирическая поэзия
Поэмы, длинные и короткие стихотворения
Профессиональная, любительская, народная и наивная поэзия
Традиционная и новаторская поэзия
О чем бывает поэзия?
Тематизация в поэзии
Интерпретация поэтического текста
Кто говорит в поэзии? Поэт и субъект
Адресат и адресация
Адресат не менее важен, чем субъект
Внутренний адресат. Кто это и зачем он нужен?
Внешний адресат или читатель
Поэтическая идентичность
Идентичность, субъект и авторская маска
Возрастная и поколенческая идентичность
Гендерная идентичность
Социальная идентичность
Этническая идентичность
Региональная идентичность
Религиозная идентичность
Пространство и время в поэзии
Пространство
Время
Чем поэтическое время отличается от общепринятого?
Историческое время
Временные слова и понятия в поэзии
Миф и символ в поэзии
Миф
Ритуал
Символ
Структура поэтического текста
Заглавно-финальный комплекс
Имя автора
Название
Посвящение
Эпиграф
Дата
Начало и концовка
Связность поэтического текста
Стихотворный цикл
Стих и проза в одном тексте
Цельность и завершенность текста, варианты,черновики
Звуковой строй поэзии
Звучание и значение
Поэтика гласных и поэтика согласных
Звуковые повторы, «похожие слова», «фонетические слова»
Звукоподражания и имитации
Чтение стихов вслух (поэтическое чтение)
Метрика
Общие понятия метрики
Системы стихосложения
Полиметрия и гетерометрия
Ритм
Верлибр и свободный стих
Рифма
Рифма и ее история
Что с чем может рифмоваться?
Зачем нужна рифма?
Строфика
Графика стиха
Визуальный облик стиха. Графический ритм
Поэтическая орфография и пунктуация
Рукописный автограф
Визуальная поэзия
Слова в поэзии
Поэтический словарь
Поэтизмы
Неология
Имена собственные
Грамматический строй поэзии
Части речи и категории
Синтаксис и порядок слов
Поэтическая цитата и интертекст
Формат
Жанр и формат
Традиционные жанры
Элегия
Ода
Баллада
Эпитафия
Эпиграмма
Послание
Пародия
Новые и чужие формы
Хайку
Моностих
Комбинаторная поэзия
Стихотворения в прозе и проза на грани стиха
Прикладная и детская поэзия
Поэзия внутри мультимедийного целого
Поэзия и музыка
Поэтический перформанс
Поэзия и живопись
Поэзия и архитектура
Поэзия и фотография
Поэзия и театр
Поэзия и кино
Поэзия в связи с изменением технических средств
Поэтическая книга как искусство
Поэзия в контексте философии и науки
Поэзия и философия
Поэзия и наука
Поэзия и общество
Поэт и общество
Великие поэты
Функции поэзии в обществе
Поэт в обществе
Мифы о поэте
Поэтическое образование
Поэзия и политика
Русская и мировая поэзия — взаимодействие
Международный контекст
Межъязыковое взаимодействие
Стихотворный перевод
Литературный процесс и литературная жизнь
Фигура автора
Профессиональное сообщество
Группы и направления
Издательства, издания и литературная жизнь
Критика и премии
Где водятся стихи?
Как писать о поэзии?
Тематический указатель
Указатель авторов
Источники стихотворений
Авторы учебника
Основная рубрика: Литературоведение > История литературы, Литературоведение > Жанры и виды > Поэзия
Основная подрубрика: Учебное издание > Хрестоматия, книга для чтения