Европа Гутенберга: книга и изобретение западного модерна (XIII - XVI вв.)

обложка

 

Фредерик Барбье

Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. - 490, [1] с.

ISBN 978-5-93255-533-0

 

Важные фазы трансформации общества сопровождаются параллельными трансформациями систем общественной коммуникации — того, что мы называем медиа. Первая «медийная» революция на Западе — это изобретение Гутенбергом книгопечатания в середине XV века. Эта книга показывает, как рост потребностей в письменных документах в XII—XIII веках запускает логику изменений, кульминацией которой станет Гутенберг. XV век — «время стартапов»: капиталисты вкладываются в исследования и разработки, чтобы отладить и использовать инновационные технологии, в том числе книгопечатание. Далее описываются основные черты этой первой «медийной» революции: рост техники, организация современного литературного поля, развитие надзора и цензуры и изобретение самого процесса медиатизации. Это новое прочтение революции Гутенберга позволяет не только лучше понять ряд проблем, относящихся к культурной истории западного мира, но также проводит множество сравнений с самыми актуальными явлениями.


Книга доступна:


Содержание:


Предисловие

Введение. Медиа и изменения
    О других медиареволюциях; Каролингская реформа; Промышленная революция и экономика знака


ГУТЕНБЕРГ ДО ГУТЕНБЕРГА

Условия новой экономики медиа
    Пространство модерна: город; Рынок образования; Событие политики

Экономика книги 
    Производство рукописей; Перемены: содержание; Изменения: объекты и их практики

Рождение рынка 
    Рынок и его регулирование; Религиозная парадигма или выход на сцену больших масс; Письмо: труд и профессии


ВРЕМЯ «СТАРТАПОВ»

Пути и принципы инновации 
    Бумага и ее изготовление; Ксилография; Пуансоны и формы

Гутенберг и изобретение книгопечатания
    Исторический портрет города; В Страсбурге; Возвращение в Майнц

Инновация
    Технологии: инновация процесса; Практики; Общество мастерских; Изобретение графосферы


ПЕРВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ МЕДИА

Книгопечатание завоевывает мир
    Распространение инновации; Классификация городов; Конъюнктура и специализации: рынок и инновация

Природа текста
    Система-книга; Смысл текста «Книга-машина»

Крах медиа 
    Новая парадигма: продукция и репродукция; Реформация и печать; Ограничения: порядок книг; Печать и власть

Заключение
    Хронологии; Семиология и виртуальность; Продукт и рынок; Европа Гутенберга


Список сокращений


Персоналия: Гутенберг Иоганн (?-1468)

Основная рубрика: Книга. Книговедение > История книги > Печатная книга

 

Вам может быть интересно