
Отв. ред. Куликова И. Б.
Архитектура-С, 2017. - 526, [1] с.: ил.
ISBN 978-5-9647-0304-4
Данная монография посвящена изучению прошлого и будущего классической архитектурной традиции. В работе рассмотрены представления о классике как универсальном идеале антропогенной среды, созданном наукой и искусством на протяжении исторических эпох от античности до наших дней. В работе продемонстрировано широкое разнообразие творческих методов и подходов, присущих архитекторам классики от древности до наших дней. Одна из задач исследования - показать зодчество рассмотренных эпох в качестве целостных художественных систем, непосредственно связанных с представлениями об устройстве мироздания, месте человека в природе и социуме, о взаимоотношении человека и космоса и о роли архитектуры в гармонизации среды обитания. Основная цель монографии - это попытка формирования представления об архитектуре будущего, призванной внести гармонию в среду обитания человека.
Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта "Прошлое и будущее классической архитектуры" (проект № 14-18-01601), выполняемого под руководством академика Д.О. Швидковского в Московском архитектурном институте (Государственной академии).
Книга доступна:
- в фонде открытого доступа: 85.113(0) (Всеобщая история архитектуры).
Содержание:
Предисловие
Введение. Устойчивая архитектура и классический идеал
Мировая архитектура: ипостаси идеального порядка
Рождение ордера
Теория Витрувия
Развитие «конструктивной версии» в работах архитекторов и исследователей от XVIII века до наших дней
Эолийский и ионический ордера и восточные корни античной архитектуры
Происхождение коринфского ордера
Ордер и классика
Ордер и математика
Ордер в эллинистическом мире
Ордер в поздней античности
Средневековый идеал и его значение для архитектуры будущего
Современность Ренессанса
Ренессанс и античность: Витрувий, пять ордеров архитектуры, маньеристическая «революция»
Ренессанс и неримская классика
От воссоздания к открытиям
Архитектура и миропорядок в Ренессансе
Меняющийся образ античности в истории русской архитектуры
Русская архитектура и византийский эллинизм
Московский ренессанс Палеологов
Византийцы в Италии эпохи Возрождения и Москва
Возможность Возрождения в Москве
Хронологические рамки Московского ренессанса Палеологов
Иностранцы о новых постройках Москвы рубежа XV и XVI веков
Фьораванти и Филарете
Фьораванти в Италии
Фьораванти и кардинал Виссарион
Фьораванти и Семен Толбузин
Архитектурная программа Успенского собора и «прежнее греческое богоустановленное благочестие»
Строительство Успенского собора
Архитектура Успенского собора Фьораванти
Необычность деталей Успенского собора
Русское, итальянское и «греческое» в Успенском соборе
Строительная династия Солари в Милане и Москве
Стены Кремля и великокняжеский дворец в конце XV века
Альвизе Ламберти да Монтаньяна
Архангельский собор Московского Кремля
Поствизантийский маньеризм и барокко в русской архитектуре
Василий III и церковь Вознесения в Коломенском
Пейзажная «революция» и трансформация классики в эпоху Просвещения
Античность и природа в пейзажном парке
Предыстория пейзажной «революции»
Появление новых идей в устройстве садов начала XVIII столетия
Роберт Кастелл и «виллы древних»
Бэтти Лэнгли: устройство и мифология английского сада в начале XVIII столетия
Роберт Моррис: подражание древним и естественный сад
Эстетические взгляды лорда Шефтсбери на природу
Культура раннего пейзажного английского парка
Александр Поуп и его сад
Чарльз Бриджман: на грани регулярности и живописности
Уильям Кент и ранний пейзажный парк в Англии
Усадьба Стоу и мифология пейзажного парка
Уильям Шенстон и расцвет естественного сада
Ланселот Браун и классический пейзажный парк
Развитие искусства английского пейзажного сада в последней трети XVIII столетия
Метаморфозы классики в архитектурном языке эпохи Просвещения
Восток и классическая архитектурная традиция в эпоху Просвещения
Русский классицизм в эпоху Просвещения
Просвещение и русская архитектура
Своеобразие классицизма екатерининского времени
Екатерина Великая и архитектурная классика
Смысловые конструкции русского классицизма
Постпросветительский классицизм в Петербурге
Династическая политика и архитектура русского классицизма
Палладианство в России при Екатерине Великой и Александре I
Классика и Китай. Шинуазри в русской архитектуре XVIII века
Классика и современная архитектура
Неоклассика XX века
Оправдание эклектики
Неоклассическая ностальгия начала XX века
Классика и русский авангард
Классическая утопия тоталитарной архитектуры
Архитектура итальянского рационализма и немецкого тоталитарного классицизма
Советская неоклассика 1930—1950-х годов
Классика в теории и формообразовании постмодернизма и неомодернизма
Классические мотивы в архитектуре рубежа второго и третьего тысячелетий
Устойчивая архитектура в современном мире как основа будущей классики
К вопросу определения
Принципы формирования
Гармонизация факторов развития
Выявление оптимального сочетания «стабильного» и «изменяемого»
Природосообразность и биомиметика
Адаптивность к вызовам и рискам природно-климатического и технологического характера
Моделирование пространственное и математическое. Формы здания в зависимости от факторов, определяющих жизненный цикл
Заключение. Классическая перспектива архитектуры будущего.
Искусство и наука в формировании жизненной среды
Примечания
Библиография
Основная рубрика: Искусство > История искусства > Архитектура, Искусство > Теория искусства > Художественные традиции, влияния, взаимосвязи