Прошлое и будущее классической архитектуры

обложка

 

Отв. ред. Куликова И. Б.

Архитектура-С, 2017. - 526, [1] с.: ил.

ISBN 978-5-9647-0304-4

 

Данная монография посвящена изучению прошлого и будущего классической архитектурной традиции. В работе рассмотрены представления о классике как универсальном идеале антропогенной среды, созданном наукой и искусством на протяжении исторических эпох от античности до наших дней. В работе продемонстрировано широкое разнообразие творческих методов и подходов, присущих архитекторам классики от древности до наших дней. Одна из задач исследования - показать зодчество рассмотренных эпох в качестве целостных художественных систем, непосредственно связанных с представлениями об устройстве мироздания, месте человека в природе и социуме, о взаимоотношении человека и космоса и о роли архитектуры в гармонизации среды обитания. Основная цель монографии - это попытка формирования представления об архитектуре будущего, призванной внести гармонию в среду обитания человека.

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта "Прошлое и будущее классической архитектуры" (проект № 14-18-01601), выполняемого под руководством академика Д.О. Швидковского в Московском архитектурном институте (Государственной академии).


Книга доступна:


Содержание: 


Предисловие

Введение. Устойчивая архитектура и классический идеал


Мировая архитектура: ипостаси идеального порядка

Рождение ордера 
    Теория Витрувия
    Развитие «конструктивной версии» в работах архитекторов и исследователей от XVIII века до наших дней
    Эолийский и ионический ордера и восточные корни античной архитектуры
    Происхождение коринфского ордера 

Ордер и классика 
    Ордер и математика 
    Ордер в эллинистическом мире 
    Ордер в поздней античности

Средневековый идеал и его значение для архитектуры будущего


Современность Ренессанса

Ренессанс и античность: Витрувий, пять ордеров архитектуры, маньеристическая «революция» 

Ренессанс и неримская классика 

От воссоздания к открытиям 

Архитектура и миропорядок в Ренессансе


Меняющийся образ античности в истории русской архитектуры

Русская архитектура и византийский эллинизм 

Московский ренессанс Палеологов
    Византийцы в Италии эпохи Возрождения и Москва 
    Возможность Возрождения в Москве
    Хронологические рамки Московского ренессанса Палеологов
    Иностранцы о новых постройках Москвы рубежа XV и XVI веков
    Фьораванти и Филарете
    Фьораванти в Италии
    Фьораванти и кардинал Виссарион
    Фьораванти и Семен Толбузин
    Архитектурная программа Успенского собора и «прежнее греческое богоустановленное благочестие»
    Строительство Успенского собора
    Архитектура Успенского собора Фьораванти
    Необычность деталей Успенского собора
    Русское, итальянское и «греческое» в Успенском соборе
    Строительная династия Солари в Милане и Москве
    Стены Кремля и великокняжеский дворец в конце XV века
    Альвизе Ламберти да Монтаньяна
    Архангельский собор Московского Кремля

Поствизантийский маньеризм и барокко в русской архитектуре
    Василий III и церковь Вознесения в Коломенском


Пейзажная «революция» и трансформация классики в эпоху Просвещения

Античность и природа в пейзажном парке 
    Предыстория пейзажной «революции»
    Появление новых идей в устройстве садов начала XVIII столетия 
    Роберт Кастелл и «виллы древних»
    Бэтти Лэнгли: устройство и мифология английского сада в начале XVIII столетия
    Роберт Моррис: подражание древним и естественный сад 
    Эстетические взгляды лорда Шефтсбери на природу 
    Культура раннего пейзажного английского парка 
    Александр Поуп и его сад
    Чарльз Бриджман: на грани регулярности и живописности
    Уильям Кент и ранний пейзажный парк в Англии
    Усадьба Стоу и мифология пейзажного парка
    Уильям Шенстон и расцвет естественного сада
    Ланселот Браун и классический пейзажный парк
    Развитие искусства английского пейзажного сада в последней трети XVIII столетия

Метаморфозы классики в архитектурном языке эпохи Просвещения 

Восток и классическая архитектурная традиция в эпоху Просвещения


Русский классицизм в эпоху Просвещения

Просвещение и русская архитектура 
    Своеобразие классицизма екатерининского времени
    Екатерина Великая и архитектурная классика 
    Смысловые конструкции русского классицизма
    Постпросветительский классицизм в Петербурге

Династическая политика и архитектура русского классицизма 

Палладианство в России при Екатерине Великой и Александре I 

Классика и Китай. Шинуазри в русской архитектуре XVIII века


Классика и современная архитектура

Неоклассика XX века 

Оправдание эклектики

Неоклассическая ностальгия начала XX века

Классика и русский авангард

Классическая утопия тоталитарной архитектуры

Архитектура итальянского рационализма и немецкого тоталитарного классицизма

Советская неоклассика 1930—1950-х годов

Классика в теории и формообразовании постмодернизма и неомодернизма

Классические мотивы в архитектуре рубежа второго и третьего тысячелетий


Устойчивая архитектура в современном мире как основа будущей классики

К вопросу определения 

Принципы формирования 
    Гармонизация факторов развития
    Выявление оптимального сочетания «стабильного» и «изменяемого» 
    Природосообразность и биомиметика
    Адаптивность к вызовам и рискам природно-климатического и технологического характера
    Моделирование пространственное и математическое. Формы здания в зависимости от факторов, определяющих жизненный цикл

Заключение. Классическая перспектива архитектуры будущего.

Искусство и наука в формировании жизненной среды

Примечания
Библиография


Основная рубрика: Искусство > История искусства > Архитектура, Искусство > Теория искусства > Художественные традиции, влияния, взаимосвязи

 

Вам может быть интересно