Философия кураторства

обложка

 

Бирюкова Марина Валерьевна

Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2018. - 333 с.

ISBN 978-5-86007-872-7

 

Современное искусство часто не поддается оценке с точки зрения традиционных эстетических категорий, для его постижения необходим контекст философии, эстетики, истории, медиа, реалий повседневности, и этот контекст по преимуществу обеспечивает концепция куратора выставки. Кураторский проект представлен не как демонстрация артефактов или перформативных практик, а как комплекс смыслов или целостный визуально-содержательный комплекс, который можно характеризовать как культурное событие. В книге наглядно продемонстрирована эволюция кураторской практики на основе связи культур-философских концептов современности и выставочных проектов. Наиболее значительные проекты (X. Зеемана, К. Кёнига, Б. Брока, Х.-У. Обриста, В. Сандберга, Дж. Челанта) рассматриваются как в контексте теоретических воззрений кураторов, так и по аналогии с современными им теориями в области философии культуры: идеей «де-артинга» Т. Адорно, «смерти автора» Р. Барта, «смерти искусства» и «художественного мира» А. Данто, институциональной теории Дж. Дики и А. Данто, идеи гипотетических музеев А. Мальро и X. Зеемана, идеи «культурной медиации» и «говорящего изображения» Б. Брока, «открытого произведения» У. Эко, идеи симулякра, разработанной Ж. Делёзом, Ж. Деррида и Ж. Бодрийяром и др.

Издание предназначено для всех, кто интересуется проблемами современной культуры.


Книга доступна:


Содержание:


Введение


Смена культурной парадигмы от модернизма к постмодернизму и концепции кураторов современного искусства

Концепция искусства «вне эстетики». Эстетические теории послевоенного периода как базис для выставочного проекта 
Символико-контекстуальный метод анализа кураторских проектов 
Форма и «анти-форма»
«Большой выставочный проект» как реализация идеи «Gesamtkunstwerk»
Эволюция кураторских концепций в контексте философии культуры


Аспекты подражания в выставочных проектах

От мимесиса к симулякру: выставочные проектыкак имитация действительности
Выставка как текст. Принципы диегезиса в кураторских проектах
Китч или кэмп как продукт деконструкции искусства


Куратор и зритель как автор и адресат

Диалектика личного и коллективного в выставочной практике. Опыт коммуникации и культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока
«Шаманизм» и «юродство»: аспекты эмоционального воздействия на зрителя и сакрализации современного искусства
Мифы художников и мифы кураторов


Идея и символика музея в выставочной практике

Трансформация образа музея от модернизма к постмодернизму
Концепции воображаемых музеев А. Мальро, X. Зеемана, Й. Кладдерса как ответ на вызовы современной эстетики 
Выставка как отражение идеи музея и институциональная судьба искусства


Основные мифологемы культуры в кураторских проектах

«Смерть автора» и «смерть искусства» 
Актуализация мифологемы пустоты, «ничто» в концепциях выставок
«Вечное возвращение»: обращение к традиции и классике в проектах современного искусства


Заключение. От постмодернизма к метамодернизму

Список литературы

Приложение 1. Синхронистическая таблица знаковых достижений в философии и выставочной практике с 1950-х до 2010-х годов 
Приложение 2. Хронологический список кураторских проектов второй половины XX — начала XXI века 

Указатель имен


Основная рубрика: Искусство > Художественные музеи, коллекции и собрания, Музейное дело. Музееведение > Организация музейного дела, Искусство > Арт-директор (куратор), Искусство > Теория искусства

 

Вам может быть интересно