"Мимесис со-зерцания" и "мимесис со-участия" в истории русской драмы XVII - XXI вв.

обложка

 

Одесский Михаил Павлович

Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. - 294 с.

ISBN 978-5-4469-1343-5

 

Предлагаемая монография представляет собой опыт построения «теоретической истории» русской драмы, т.е. анализ глубинного уровня смены литературных направлений, течений и групп, реализующейся в истории драмы. Специфика драматических текстов не сводится исключительно к литературной: драматическое произведение одновременно принадлежит другому искусству — театру. Поэтому в монографии учитывается жесткая связь драмы и с театром, и с такими сферами театрализованного социального бытия, как ритуал, повседневная театрализация, игра. В качестве инструмента анализа используется общая оппозиция двух моделей театрально-драматических текстов: «мимесис со-участия» / «мимесис со-зерцания». Их основное различие прежде всего заключается в том, что модель «мимесиса со-участия» допускает поэтологическое общение сцены с залом, а модель «мимесис со-зерцания» — не допускает. Каждая глава посвящена моноанализу какой-либо одной русской пьесы (или одной темы, связанной с историей русской драмы). Установка на изучение противостояния моделей «мимесис со-участия» и «мимесис со-зерцания» обусловила преимущественное внимание к кризисным точкам в истории русской драмы.


Книга доступна:


Содержание:


Предисловие


«Мимесис со-участия» и «мимесис со-зерцания»: Введение в поэтику драматического текста

Образы евреев и функция иврита в старинной русской драме («Артаксерксово действо»)

Немецкая трагедия Лоэнштейна на русской сцене: Между «африканской» страстью и правительственным заказом

«Страшное изображение Второго пришествия»: Между пророчеством и политическим коммюнике 

Гендерный экскурс в поэтику школьной драмы 

«Глагол времен»: Образы времени в «Декламации ко дню рождения Елизаветы Петровны в Тверской семинарии февраля 1745 года»

Человек в старинной драме

Синтез искусств, или Русский Gesamtkunstwerk


Функция имени «София» в комедиях В. И. Лукина 

«Высокое» и «низкое» в комических операх H.A. Львова 

Библейские цитаты в пьесе В. В. Измайлова «Руфь» 

«Ночные» трагедии Ф. Н. Глинки и П. К. Хофта 

Функция славянизмов и тезаурус вольнодумства в «Горе от ума»


К вопросу о жанровом источнике «декадентской» пьесы Треплева: А. П. Чехов и А. В. Амфитеатров 

Поэтика театра Андрея Белого 

Михаил Ларионов — историк театра

Пьеса Ильи Зданевича «Янко крУль албАнский» и балканский вопрос

Барокко и авангард(«Кругом возможно Бог» Александра Введенского и школьная драма «Ужасная измена сластолюбивого жития»)

Функционирование политических идеологем 1938-1939 гг. в пьесе Л. М. Леонова «Метель»

«Новая драма» в направлении рэпа. «Кислород» Ивана Вырыпаева 


Заключение

Список источников и литературы


Основная рубрика: Литературоведение > История литературы, Литературоведение > Жанры и виды > Драматургия > Драма (пьеса), Литературоведение > Тема. Образ. Сюжет. Мотив. Композиция

 

Вам может быть интересно