Судьба русского модернизма: жизнь и творчество Марка Криницкого

обложка

 

Юрганов Андрей Львович

Москва: РГГУ, 2019. - 785 с.

ISBN 978-5-7281-2064-3

 

История русского модернизма рассматривается через творчество и философские искания одного из главных выразителей модернистской мысли - писателя Марка Криницкого (1874-1952). Архивные материалы позволяют говорить о том, что деятельность забытого ныне писателя в советских условиях жесточайшего прессинга была направлена на защиту основных идей модернизма, его эстетических принципов от нападок тех, кто исповедовал принципы социалистического реализма. Марк Криницкий едва ли не единственный в советской культуре, кто посмел вступить в прямую полемику с Л.А. Ждановым, доказывая не только невежество одного из главных идеологов советской власти, но и возможность иного, художественного и свободного от диктата идеологии творчества.

Для студентов-гуманитариев, преподавателей, научных сотрудников и всех, кто интересуется историей культуры XX века.


Книга доступна:


Содержание:


Загадка личности и творчества (вместо введения)


Что есть Я?

Идеи и мистические символы 
«Исповедь маниака»
Конфликт в Тульском реальном училище 
Неприятие мира
Утрата ясности и определенности 
Искание идеала человека 
«У Неба я робко, трусливо молил пощады...» 
«Бессильные грезы ненужной любви» 
Тайна и феноменология 
Я и теория литературы
Творчество Марка Криницкого: гностические мотивы 
Метафизика гностического мироощущения 
Эзотеризм как установка. Мифопоэтический язык 
Чувственный мир как ошибка. Мнимое возвращение к Богу
Дисгармония ratio и чувств
Экзистенция раздвоенности: смерть как материальная сила 
«Тоска»: научные и мистические начала познания 
«Запросы мысли»


Русский ренессанс и его идейный враг

«Серебряный век» как понятие
Взгляд и Нечто
«Встречи»
Николай Оцуп. «Числа» 
В. Вейдле. «Три России» 
«Поэма без героя»
«На Парнасе Серебряного века»
Русский ренессанс
«Проклятье» Марка Криницкого
«Наследственность» Марка Криницкого
Русский ренессанс как конвенция
Сверх-Я: творчество нравственного императива
Сверх-Я: творчество религиозное
Сверх-Я: творчество Эроса
Сверх-Я: творчество красоты и свободы
Сверх-Я: творчество культурное и гражданское
Опытное и «пустое» пространство
Опытное и трансцендентное знание
Надличное: первичность эмпирической действительности 
Надличное: первичность законов природы 
Надличное: это первичность общественного, классового содержания жизни 
Надличное: первичность родового (видового) начала человеческой жизни 
Культ против культа


Воплощение идей: модернизм в художественных образах (1907-1917)

От целого к части: философская позиция Марка Криницкого 
Основные положения теории Селиванова 
Гностический культ сверхличности 
Поворот
Критика позитивизма как «мировоззрения пошлости» 
Критика модернизма как «мещанского» мировоззрения 
За что позитивист Горький критиковал модерниста Марка Криницкого? 
1913 год: письмо М. Горького коллективу Художественного театра. Спор о свободе творчества 
Хроника обсуждения
Ответ Максима Горького: мещане, циники и нигилисты 
Неонародничество: генезис понятия «мещанство» 
Модернистские романы 
«Мертвые души»
«Вексельная» история Марка Криницкого
«Вами казненный»
Романы о любви... или о насилии?
Не-герой, не-творец
Шантаж - условие любви в браке
Отклик модерниста
Рецензия позитивиста
Исповедь Марка Криницкого
Мировая война и «героическое в любви»: несоразмерности 
Роман о войне («Час настал»)


Модернизм умер?! Да здравствует модернизм!?

Раскол модернизма
Методология
Идейная основа согласия
Идейная почва раскола: методологический аспект 
Идейная почва раскола: мировоззренческий аспект 
«Апокалипсис наших дней» В.В. Розанова (ноябрь 1917 - октябрь 1918) 
Введение к «Судьбе России» Николая Бердяева (1918) 
«Прапорщик Игнатов» (1918) 
«Ассоциация вольнодумцев» 
Вольфила 
Имажинизм и ЛЕФ
Имажинизм - противник всякого утилитаризма
ЛЕФ - концептуальный выразитель пролетарского утилитаризма
Имажинизм: эстетика прекрасного
Лефовский футуризм: изгнание «академии» и эстетики прошлого
Имажинизм: «прекрасное культуры» в русском (национальном) ренессансе 
Футуризм: классовая борьба с мещанством в культе пролетарской действительности 
Романтизм - основа художественной культуры имажинизма 
Лефовский футуризм как антиромантизм 
Имажинизм как самоопределение 
Лефовский футуризм как самоопределение
Теревсат
Пьеса Марка Криницкого «Рабы» (1922) 
Символизм как метод познания
Дуализм как метод раскрытия метафизического смысла свободы 
Романтизм и психологизм как взаимосвязанные константы «политехники» в развитии сюжета
Три стратегии литературного процесса и проблема художественности (в середине 1920-х годов) 
Художественность как «особая реальность» 
Контролируемая художественность 
Художественная политика 
«Советская квартира» 
Проблема «положительного героя» в повести «Светозар Октябрев» 
Проблема зла в повести «Девушка с Ладоги» (1927)


Гибель модернистского контекста 
(роман «Брат мой Каин» и художественная политика в конце 20 - начале 30-х годов)

Рецензии
«Брат мой Каин»: главная героиня 
Преображение личности 
Конфликт «Я есмь факт» 
Правда не одна
«Новый ЛЕФ»: культ факта как эмпирической действительности 
«На литературном посту»: культ социологической действительности 
«Перевал»: культ психологической действительности 
Литературно-художественный процесс: концепция Троцкого 
Художественная политика: от троцкизма - к сталинизму


Манифест свободной личности 

Контекст и личность писателя
Публичные выступления Марка Криницкого (30-е годы) 
Пьесы Марка Криницкого конца 20-40-х годов 
Идеал человека и мировая революция
Идеал человека в нравственном испытании 
Идеал человека и Отечественная война 
Проблема зла и отрицательного персонажа 
Идеал человека в любви и браке 
Пьеса о будущем настоящего
Литературно-издательские планы Марка Криницкого в конце 30-х годов и их оценки 
От концепции художественности - к мировоззренческой парадигме свободы личности 
Последние годы жизни Марка Криницкого


Приложения

Протест советского писателя Марка Криницкого. В Организационный комитет Союза советских писателей
Докладная записка. Председателю Совета народных комиссаров РСФСР - тов. Л.Е. Сулимову
За свободную личность! В Союз советских писателей СССР
Манифест свободной личности 
В бой за советское искусство! Докладная записка A.A. Жданову


Примечания


Персоналия: Самыгин Михаил Владимирович (1874-1952) (псевд.Марк Криницкий)

Основная рубрика: Литературоведение > История литературы, Литературоведение > Писатели, Литературоведение > Литературные стили, направления, школы, группировки, объединения. Художественный метод > Модернизм. Авангардизм, Литературоведение > Литературные стили, направления, школы, группировки, объединения. Художественный метод > "ЛЕФ"(Левый фронт искусства)

 

Вам может быть интересно