Стих и проза в культуре Серебряного века

обложка

 

Орлицкий Юрий Борисович

Москва: ЯСК, 2018. - 902 с.

ISBN 978-5-907117-00-6

 

В монографии прослеживаются наиболее интересные и характерные художественные явления, связанные со спецификой стиха и прозы Серебряного века, а также индивидуальными стиховыми и прозаическими манерами отдельных авторов и особенностями появления и развития реальных форм взаимодействия стиховой и прозаической культуры в их творчестве. Прежде всего, это разные формы стихоподобной прозы (метрической, строфической, миниатюрной и т. д.), свободный и гетероморфный стих и т. д.

Исследование опирается на широкий и разнообразный материал, накопленный автором. К анализу привлекается творчество как ведущих поэтов и прозаиков — символистов, акмеистов и футуристов, так и менее известных авторов, творчество которых представляется особенно важным в контексте развития интересующих автора явлений, в том числе и малоизвестных современному читателю и исследователю. К исследованию привлекаются также малоизвестные и архивные материалы, что обусловливают богатое цитирование произведений, многие из которых мало доступны читателю.

Последняя глава работы посвящена взаимодействию русского литературного материала с иноязычными и инокультурными источниками и параллелями.


Книга доступна:


Содержание:


От автора


Пролог-предвестие: из века XIX в XX

Поэзия цитаты: стихотворные фрагменты в критических статьях Владимира Соловьева
«Поток неглубок, но широк...»: стих и проза в творчестве Максима Горького
Сказочки не совсем для детей: стиховое начало в прозе Леонида Андреева
Обманчивый консерватизм: особенности стиховой культуры Дмитрия Мережковского
Впереди века: «превентивные» пародии Виктора Буренина


Ритм и действительность: Андрей Белый — ключевая фигура новой русской литературы

Русская проза XX века: реформа Андрея Белого
Ритмическая структура «Симфоний» Андрея Белого: у истоков новой русской прозаической строфики
Ритм в философско-эстетических исканиях Андрея Белого и в «Истории становления самосознающей души» 
«Эстетика как точная наука». Статьи А. Белого 1900-х гг. о русском стихе и развитие их идей в русском стиховедении XX — начала XXI в.


Поиски и находки поэтов Серебряного века

Механизмы «поэтизации» прозы в цикле стихотворений в прозе И. Анненского «Autopsia»
От французского к русскому: эволюция русского декаданса в творчестве Александра Добролюбова
От триолета до верлибра: диапазон версификационного мастерства Федора Сологуба
В. Я. Брюсов в истории русского свободного стиха Ритмические эксперименты Вячеслава Иванова: «газэллы» и «Повесть о Светомире царевиче»
Новые пути преодоления монотонности: опыт Александра Блока 
Между Европой и Россией: гексаметр, верлибр и имитация верхарновского стиха в творчестве М. Волошина 
Не имеющий равных: стих М. Кузмина в контексте метрического и строфического репертуара русской поэзии рубежа веков 
Гетероморфный вектор развития стиховой культуры О. Мандельштама 
Освобождение стиха как ритмический отклик на «музыку революции»: Сергей Есенин 
В традициях народной рифмованной прозы: стиховое начало в прозе С. Клычкова
Новокрестьянский гексаметр как форма социального протеста в русской поэзии 1920-х годов
«Лирическая поэма в прозе»: стиховое начало в «Распаде атома» Георгия Иванова
Ритмическая уникальность цветаевской прозы


Стих и проза в мастерской радикального авангарда: футуристы и обэриуты

На лесенке Маяковского
Гетероморфный стих и другие великие изобретения Велимира Хлебникова
Особенности принципиально асистемного стихосложения Алексея Крученых
Василий Каменский как открыватель новых форм в русской словесности начала XX века.
«Строфы бывают крайне разновидны...»: традиционная и авторская строфика в творчестве Игоря-Северянина
Сплошное неприличие как принцип организации литературной формы: стих в типографических шедеврах Игоря Терентьева,
Вербальное и визуальное в творчестве Ильязда
В фарватере будетлянина: поэт Александр Лоскутов — бакинский соратник Хлебникова
«Райский стих»: метрическая проза Семена Кирсанова
«Как изобразить в стихах большое и малое количество голосов?»: особенности стихосложения Даниила Хармса 
Стих А. Введенского в контексте обэриутской стихотворной поэтики 
«Рифмованные стихи появились и исчезнут»: особенный верлибр Н. Заболоцкого

И другие поэты...

«Стихи. Переводы — плагиаты — свое»: своеобразие стиха русских стихотворных произведений В. Жаботинского
«В героическом одиночестве»: Сергей Нельдихен — первый теоретик русского свободного стиха
Верлибр и переходные формы в творчестве Бориса Поплавского 
Стиховые раритеты в творчестве Тихона Чурилина 
Стихотворная палитра Всеволода Рождественского «Самокладки» и другие стилизации: свободный стих в арсенале Павла Васильева
Спондеика, гиперпеоны и метрострофы: Даниил Андреев — поэт и теоретик стиха 
Русская псалтырь Фейги Коган


«И в прозе глас слышен соловьин...»: прозаики как поэты

В. В. Розанов: проект литературы XX века
Экспансия стиха в прозе И. Бунина: прозаические миниатюры, стихотворные цитаты
Стихи и проза Чернышевского в «Даре» Набокова: полемика на уровне ритма
Проза как поэзия: функция силлабо-тонической метрики в малой и большой прозе Бориса Пастернака 
Особенности силлабо-тонической метризации прозы Леонида Добычина
«Необычайная форма»: уникальность и универсальность (о рассказе А. Грина «Ли»)
«Техника прозы» и «хронический анапестит»: Замятин против Андрея Белого
«Присутствие стиха» в поэтической прозе М. Пришвина 
Поэт в прозе: стиховое начало в произведениях Бориса Пильняка 
Естественный путь от стиха к прозе: Алексей Толстой 
«На былую тургеневскую высоту...» Книга «маленьких рассказов» А. Неверова «Радушка»
Прозиметрия как принцип организации книги («Цветы под огнем» Михаила Герасимова (1919))
Михаил Зощенко — виртуоз стиховычитания
Георгий Венус — ритмическая разноголосица на службе документальной прозы
Стык прозы и стиха: маргинальность как принцип поэтики Сигизмунда Кржижановского
Прозаическая миниатюра в творчестве Всеволода Иванова


Чужое как свое в культуре Серебряного века

Сапфическая строфа как способ презентации образа Сафо в русской литературе начала XX века
Гексаметр и пентаметр в творчестве поэтов Серебряного века 
Русский Верхарн до и после революции: к проблеме генезиса пролетарского верлибра
Поэзия Уолта Уитмена в русской революционной перспективе 
Русский Заратустра: между философией и поэзией 
Цветы чужого сада. Японская стихотворная миниатюра на русской почве


Основная рубрика: Литературоведение > История литературы > Серебряный век, Литературоведение > Жанры и виды > Поэзия, Литературоведение > Теория стиха. Стихосложение (Версификация), Литературоведение > Жанры и виды > Проза

 

Вам может быть интересно