XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи Просвещения

обложка

 

Под редакцией Н. Т. Пахсарьян

Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. - 874 с., [2] л. ил.

ISBN 978-5-907030-99-2

 

Коллективная монография включает материалы исследований участников XI Международной конференции «XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи Просвещения», проведенной кафедрой истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 22-24 марта 2018 г. в рамках программы Российского общества по изучению XVIII века. Авторы статей, составляющих разделы монографии, представляют различные аспекты эмоциональной жизни «века разума», воплощенные в философских сочинениях, поэзии, драматургии, прозе, а также живописи и музыке XVIII столетия, а также выявляют следы влияния художественной традиции эпохи Просвещения на культуру XIX-XXI веков.


Книга доступна:

  • для заказа в читальный зал РГГУ.

Содержание:


Введение


Философско-теоретические аспекты эмоциональной жизни XVIII века

Паскалевские повороты просветителей: ирония и меланхолия
Кира Кашлявик

«Патос эроса» Аристотеля и концепция контролируемого вдохновения в эстетической мысли Э.Э. Шефтсбери 
Виктория Кирюшкина

Призыв к эмоциональному восприятию мира в литературной теории Бури и натиска 
Нанули Какауридзе

Ж.Ж. Руссо: Откровение скорбящего сердца о прошлом, настоящем и будущем народов 
Т.Н. Жужгина-Аллахвердян

Несмешной смех XVIII века и его вербальное и визуальное выражение 
Татьяна Автухович

Агональное дыхание Рима и Франции: смех сквозь слезы Лукиана Самосатского и Вольтера 
Анатолий Ливри

Язык страстей и этика естествоиспытателей (Вольтер, Дидро, де Сад) 
Сергей Панов


Смех и слезы в театре, музыке, живописи эпохи Просвещения

«Смех» и «слезы» в переволе Н. Карамзина: «Юлий Цезарь» Шекспира 
Тамара Теперик

Кантата Карла Вильгельма Рамлера «Der Tod Jesu» с точки зрения либреттологии 
Виктор Кадочников

Синтез сюжетов и жанров в драме Дюси «Эдип у Адмета» 
Яна Забудская

Atys, des larmes au rire: la tragedie en musique de Quinault et Lully au miroir de ses parodies 
Elena Ivanova-Gledel

Рисунки Анатолия Базилевича к «Энеиде» Ивана Котляревского: предпосылки и ракурсы авторского мифа 
Валентина Нарвская

Сюжет и характеры в структуре комедии Дж. Колмана «Ревнивая жена»: диалог с Генри Филдингом 
Татьяна Чеснокова

Comedy of patriotism: Royall Tyler's contrast, the first american play
Lala Sadykhova

Готхольд Эфраим Лессинг: «Слезливая» трагедия «Мисс Сара Сампсон» и «серьезная» комедия «Минна фон Барнхельм» 
Нино Квирикадзе

Смех и комическое в пьесах К. Гольдони и К. Гоцци 
Екатерина Фейгина

«Ибо в чувстве заключается счастье»-, эмоциональное познание мира в творчестве Я.М.Р. Ленца 
Даниил Черепанов

Смешное и комическое в комедиях Мольера и А.П. Сумарокова
Виктория Калганова

Комический театр господина Фонвизина (из комментариев к пьесе «Недоросль») 
Михаил Осокин

Сентиментальная драма или восстание против традиций: перевод М.В. Сушковой драмы Ж.-Г. Дюбуа-Фонтанеля 
Екатерина Овчарова

«Полуулыбка, полуплач»: репрезентация эмоций в русском портрете второй половины XVIII века 
Мария Стихина

«Эмоциональные убежища» в живописи классицизма (на примере полотен П.И.Соколова) 
Елена Желнова

Пассарола Бартоломеу Лоуренсо де Гусмана и ее восприятие в разные эпохи 
Варвара Махортова

 

Эмоциональный мир поэзии XVIII века

О серьезных последствиях истории одной веселой застольной песни 
Татьяна Потницева

Усмешка под занавес. Джамбаттиста Касти и его «Говорящие животные» 
Елена Сапрыкина

Библейская «слезность» и особенности стиля сентименталистов (на примере поэзии Ф. Г. Клопштока) 
Галина Синило

Функция плача по возлюбленной в поэме Томаса Перси «Уорквортский отшельник» 
Татьяна Лазарева

«Плакала Мери, как лес вырубали»: оплакивание срубленного дерева в английской поэзии XVII — XVIII веков 
Ирина Попова

Сумароков, Фонвизин, Карамзин: гримасы чувствительности 
Светлана Салова

Вино — то «сладкий мед», то «острый терн» в античной лирике и анакреонтических песнях Г.Р. Державина 
Елена Петривняя

Эмоциональный мир одической поэзии Е. И. Кострова 
Анна Маслова

Смешное и нравоучительное в басенном творчестве В. И. Майкова 
Олеся Метелева

К вопросу о литературной позиции М.Н. Муравьева (по материалам ОР РГБ) 
Александр Ивинский

Радость и слезы «Душеньки» И. Богдановича 
Татьяна Саськова

Императорские и дворянские резиденции в русской поэзии XVIII — первой трети XIX вв.: от панегирика к слезной элегии 
Александр Иваницкий

Забытые «мелочи быта» XVIII века и карнавальные аллюзии: к вопросу о возникновении комических смыслов в «Евгении Онегине» и «Домике в Коломне» А.С.Пушкина 
Татьяна Левченко

Предромантическая меланхолия как тринитарная система (по страницам русской поэзии рубежа XVIII — XIX веков) 
Алексей Пашкуров


Ирония и меланхолия в прозе эпохи Просвещения

«Потоки слез» в новеллах Афры Бен на тему женской чести 
Виолетта Трофимова

Роль смеха в «Записках о путешествии в Испанию» (1691) Мари-Катрин д'Онуа 
Виктория Коконова

А вдруг это любовь? «Воспитание чувств» в сказках, романах и новеллах мадам д'Онуа и мадам де Вильнёв 
Марина Гистер

Смех и комическое в сказках аббата Вуазенона («Зюльми и Зельмаида») 
Светлана Панюта

Смех и слезы в сказках Уильяма Бекфорда 
Яна Липкова

Рождение сборника анекдота из «смеси»: французский опыт эпохи Просвещения
Андрей Голубков

Поэтика эмоций в неэмоциональном дискурсе: роман Даниэля Дефо «Счастливая куртизанка, или Роксана» 
Анна Степанова

Чувства и чувствительность Дж. Свифта в «Дневнике для Стеллы» 
Мария Харитонова

Плач и слезы в романе рококо («Жизнь Марианны» Мариво) 
Наталья Пахсарьян

Концепция комического в «Философском словаре» Вольтера 
Талина Ермоленко

Восторги и печали жителей города дураков 
Ирина Черненко

Способы создания комического эффекта в творчестве Маркиза де Сада 
Ольга Кулагина

«Простодушная непосредственность»: образы слуг в системе персонажей готического романа («Замок Отранто» Г. Уолпола) 
Разумовская Оксана

Чувствительность и слёзы в романе У. Фосколо «Последние письма Я. Ортиса» и в «Вертере» И.В. Гёте 
Екатерина Фейгина

Горечь расставания и радость встречи как элемент эпистолярной игры в переписке Ф.М. Гримма и Н.П. Румянцева (1782-1789) 
Елена Сасова

Маски «пересмешник» и «скоморох» в творчестве М.Д. Чулкова
Дзюба Елена

Анекдот в структуре «Мемуаров» Екатерины II 
Татьяна Акимова

«По окончании сего плачевнаго и смешнаго позорища...»: qui pro quo (на материале апрельской книжки «Трудолюбивой Пчелы» А.П. Сумарокова»)
Андрей Растягаев, Юлия Сложеникина

Смеховой мир А.Н.Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву») 
Татьяна Алпатова

Между Нестором и Пушкиным: смех и плач в рассказе о смерти Вещего Олега в исторических сочинениях XVIII — начала XIX века 
Анна Архангельская


Сентиментальное путешествие от XVIII века до современности

Шактас versus Рене: два модуса чувствительности в эпопее Ф.Р. де Шатобриана «Начезы» 
Анна Попова

Трансформация руссоистской чувствительности в романе Жорж Санд «Индиана» 
Нинель Литвиненко

Реклама викторианской эпохи как развлечение и привлечение читателя романа в выпусках 
Анна Шейко

Немецкий романтический роман в его отношении к французскому рококо 
Камиль Ханмурзаев

Воспитание чувствами в романе Флобера «Первое «Воспитание чувств»: традиции сентиментализма в формировании этики и эстетики писателя 
Галина Модина

«Мария» Хорхе Исаакса как колумбийское преломление феномена Поля и Виржини 
Мариам Согомонян

Ирония как способ восприятия реальности в литературе символизма и постмодернизма
Ирина Гаврикова

«Очень XVIII век» Рубена Дарио 
Анастасия Гладощук

Разум и чувства в романе Джона Фаулза «Волхв» (1965) 
Елена Гнездилова

«День грусти воспою с таким искусством...» (к портрету маркизы Алорна) 
Елена Огнева

Специфика иронии в романах «Амстердам» И. Макьюэна, «Часы» М. Каннингема, «Тристан-аккорд» Х.-У. Трайхеля 
Анна Маглий

Сентиментальная модальность в литературе восточнонемецких писателей 1990-2000-х гг. (Т. Бруссиг, Й. Шпаршу) 
Юлия Помогайбо

Смех ужаса, слезы радости: готическое в романе Д.Саттерфилд «Тринадцатая сказка» 
Аркадий Гринштейн

Сведения об авторах


Основная рубрика: Литературоведение > История литературы, Литературоведение > Писатели > Творчество, Литературоведение > Тема. Образ. Сюжет. Мотив. Композиция, Искусство > Искусствознание и художественная критика