Эстетическая аура бытия: современная эстетика как наука и философия искусства

обложка

 

Бычков Виктор Васильевич

Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитар. инициатив, 2016. - 783 с.

ISBN 978-5-98712-621-9


Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро — классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику — имплицитную эстетику XX века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; виртуалистику — нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания XX века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернистского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами арт-практик: видео-артом, интерактивным искусством, интернет-артом, виртуал-артом и т.п.; вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики, за которой большое будущее.


Книга доступна:


Содержание:

Вступление: Сияние глубинной энергетики бытия

Метафизика эстетического опыта


Предмет эстетики
    Метафизические основы предмета эстетики 
    Смысловое поле предмета эстетики

Эстетика в свете истории
    Общие принципы историко-эстетического исследования 
    Имплицитная эстетика 
        Античность 
        Патристика
        Греко-православное направление 
            Византия 
            Древняя Русь 
            Россия Нового времени 
        Западноевропейское направление 
            Средние века 
            Ренессанс 
    На пути к эксплицитной эстетике
        Нормативно-рациоцентрическое направление 
        Иррационально-духовное направление 
    Эксплицитная эстетика 
        Западная Европа
            Классический период 
            Новая имплицитность 
        Россия
            Эстетика жизни 
            Владимир Соловьев 
            Символизм 
            Ранний Лосев
            Иван Ильин 
            Николай Лосский

Основные эстетические категории
    Эстетическое
        Содержание и смысл эстетического 
        Эстетическое в жизни и культуре 
        Эстетический объект 
        Эстетический субъект 
        Эстетический предмет 
        Эстетическое восприятие 
        Катарсис
        Эстетический опыт 
        Эстетическое сознание 
        Эстетическая культура 
        Эстетическое воспитание
    Вкус
    Прекрасное 
        Античность
        Патристика и схоластика 
        Новое время 
        Красота и прекрасное 
    Возвышенное 
    Безобразное 
    Игра
    Трагическое. Комическое 
        Трагическое 
        Комическое 
    Ирония

Искусство
    Искусство как эстетический феномен 
        Античность 
        Христианский мир
        Смысл искусства в классической эстетике 
        Техногенная цивилизация 
    Основные принципы искусства 
        Мимесис
        Художественный образ 
        Художественный символ 
        Канон 
        Стиль
        Форма-содержание

Нонклассика. Философия современного искусства


Эстетика парадокса
    Глобальные метаморфозы культуры: Культура и пост-культура 
    Значимая симптоматика эпохи 
        Ницше 
        Фрейдизм
        Универсальные парадигмы столетия: кзистенциализм. Структурализм 
    Главные тенденции художественно-эстетического сознания
        Переоценка ценностей 
        Конвенциональная эстетика 
        Эстетический телеологизм современной художественной культуры 
        Новые парадигмы сознания

Феноменология искусства: Авангард
    Общие принципы
    Предтечи художественного авангарда 
        Импрессионизм 
        Постимпрессионизм 
            Неоимпрессионизм 
            Набиды 
            Поль Сезанн 
            Винсент Ван Гог 
            Поль Гоген
    Основные направления авангарда 
        Экспрессионизм             
        Кубизм
        Абстрактное искусство
            Художественно-эстетическое credo Кандинского 
            Супрематизм Малевича 
        Конструктивизм 
        Футуризм
            Велимир Хлебников 
        Дадаизм
            Реди-мейды Дюшана 
        Сюрреализм
            Хуан Миро 
            Сальвадор Дали

Феноменология искусства: Модернизм. Постмодернизм
    Модернизм
        Символ XX века — Пикассо 
        Конкретное искусство 
        Абстрактный экспрессионизм 
        Поп-арт
            Роберт Раушенберг 
            Энди Уорхол и другие 
        Минимализм 
        Концептуализм 
    Постмодернизм 
        Персонажи 
            Йозеф Бойс 
            Яннис Кунеллис 
            Питер Гринуэй 
        Энвайронмент 
        Акционизм
            Мэтью Барни 
        Русское искусство рубежа столетий

Паракатегории нонклассики
    Лабиринт 
    Абсурд 
    Жестокость 
    Повседневность 
    Телесность 
    Вещь 
    Артефакт 
    Объект 
    Симулякр 
    Эклектика 
    Автоматизм 
    Заумь 
    Интертекст 
    Гипертекст 
    Деконструкция

Некоторые итоги радикального эксперимента столетия

Виртуалистика

Эстетическая виртуальная реальность


Дайджест: Постнеклассическая эстетика — современный этап эстетического знания

Summary


Основная рубрика: Эстетика > История эстетики, Эстетика > Эстетические категории, Эстетика > Общая теория искусства > Художественные методы, стили, направления > Модернизм, Эстетика > Общая теория искусства > Художественные методы, стили, направления > Авангардизм