
Лев Манович
Москва: Ад Маргинем Пресс, 2018. - 399 с.
ISBN 978-5-91103-411-5
Книга Льва Мановича (род. 1960) «Язык новых медиа» впервые была опубликована еще в 2001 году, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Последовательно рассуждая о технологиях и режимах существования медиа, автор выстраивает генеалогию элементов информационной среды, демонстрируя читателю почти что анатомию новых — цифровых — медиа. В этом есть что-то пророческое, ведь Манович создает в книге основу для нетривиальных, но доказуемых подходов к интерпретации артефактов современной культуры, стратегий и практик коммуникации, для новой оптики изучения социальных, экономических и политических логик современности. Потому «Язык новых медиа» — это одновременно и ретроспективный обзор феномена медийности, и рассуждения в духе еще только формировавшихся software studies, и набор методологических рекомендаций всем аналитикам и практикам — экспертам в вопросах манипуляции цифровой средой. Это также и интеллектуальный вызов для тех, кто готов признать, что мир, который мы привыкли видеть вокруг, не тот, чем кажется, хотя бы потому, что теперь в нем царит код — концептуальная и сущностная природа современных цифровых объектов, новый метаязык современности, гарантия цифрового «инобытия».
Книга доступна:
- в фонде открытого доступа: 85.10 (Медиа искусство)
Содержание:
Пролог: каталог Вертова
Введение
Личная хронология
Теория настоящего
Мэппинг новых медиа: метод
Мэппинг новых медиа: структура
Термины: язык, объект, репрезентация
Что такое новые медиа
Как медиа стали новыми?
Принципы новых медиа
Цифровая репрезентация
Модульность
Автоматизация
Вариативность
Транскодинг
Что не относится к новым медиа?
Кино как новые медиа
Миф о цифровых медиа
Миф об интерактивности
Интерфейс
Язык культурных интерфейсов
Культурные интерфейсы
Печатное слово
Кино
Человеко-машинный интерфейс: репрезентация vs. контроль
Экран и пользователь
Генеалогия экрана
Экран и тело
Репрезентация vs. симуляция
Операции
Меню, фильтры и плагины
Логика выбора
Постмодернизм и photoshop
От объекта к сигналу
Композитинг
От потоковых изображений - к модульным медиа
Противостояние монтажу
Археология композитинга: кино
Археология композитинга: видео
Цифровой композитинг
Композитинг и новые типы монтажа
Теледействие
Репрезентация vs. коммуникация
Телеприсутствие: иллюзия vs. действие
Инструментальные образы
Телекоммуникация
Дистанция и аура
Иллюзии
Синтетический реализм и недовольство им
Кино: технология и стиль
Компьютерная анимация: технология и стиль
Миметические идеалы
Синтетическое изображение и его субъект
Жорж Мельес, отец компьютерной графики
«Парк юрского периода» и социалистический реализм
Иллюзия, нарратив и интерактивность
Формы
База данных
Логика базы данных
данные и алгоритм
База данных и нарратив
Парадигма и синтагма
Комплекс баз данных
Структура базы данных в кино: Гринуэй и Вертов
Пространство движения
Doom и myst
Компьютерное пространство
Поэтика навигации
Navigator и explorer
Кино-глаз и симуляторы
Проекты «eve» и «place»
Что такое кино?
Цифровое кино и история динамического изображения
Кино — искусство и каталог
Краткая археология динамических изображений
От анимации к кино
Переосмысленное кино
От кино-глаза до кино-кисти
Новый язык кино
Cinegratography: кинематика и графика
Новая «темпоральность»: цикличность как драйвер повествований
Пространственный монтаж и макрокинематограф
Кино как информационное пространство
Кино как код
Алфавитный указатель
Основная рубрика: Культурология > Теория и философия культуры > Типология культур. Типы и модели культур > Визуальная культура > Аудиовизуальная культура (медиакультура), Искусство > История искусства > Зрелищное искусство > Кино