Пятьсот лет спустя, или 95 тезисов о Реформации, модерности и великой христианской депрессии

обложка

 

Бачинин Владислав Аркадьевич

Екатеринбург: Автограф, 2016

ISBN 978-5-98955-158-3


В книге представлена экспозиция духовных эффектов, произведенных лютеровской Реформацией и секулярной контрреформацией. В лаконичной, тезисной форме воссозданы основные философско-теологические, культурно-исторические и духовно-нравственные параметры европейской модерности и великой христианской депрессии.


Книга доступна:

  • в фонде открытого доступа: 86.376 (Протестантизм)

Содержание:


Введение


Первый протестный текст Реформации - опыт полемической теологии духовного сопротивления

Мартин Лютер
95 тезисов. Диспут о прояснении действенности индульгенций

Героический протестантизм (экзистенциальный опыт Дюрера-Лютера-Тиллиха)

Утрата экзистенциального мужества 

Хоррор Валтасара 

Экзистенциальный героизм 

Человек Лютера

Экзистенциальный портрет первого протестанта 

Атакуемый небытием 

Под инфернальным игом страха и тревоги 

Фобии идут в наступление


95 тезисов о сущности Реформации, фаустовском духе модер-модерности и секуляризации как великой христианской депрессии

Гуманитарная галактика модерности - ровесница Реформации

Опыт непонимания сути лютеровского поворота Реформация - «приключение... странное» с «искушением огненным»

Иероним Босх - ключ к сути Реформации

Духовный кризис человека времен Босха сродни духовному кризису современного человека

Реформация - не катастрофа, а спасение от катастрофы 

Реформация - стремление затормозить процесс дехристианизации Европы

Фигура Лютера - ядро семантического взрыва

Реформация - осуществление неожиданного 

Категорический императив Реформации о безусловном под-подчинении христианина абсолютному авторитету слова Божьего

Реформаторский ресурс Благой Вести 

Реформация - опыт экзистенциального мужества 

Реформация - генератор нового духовного опыта 

Реформация как духовная война

Реформация - драматическое действо в историческом времени

Одна Реформация и две контрреформации

Модерность - пространство не соборно-хорального «мы», а индивидуальных «я»

Фаустовский человек против лютеровского человека 

Двуликая модерность: Лютериана и Фаустиана 

Фауст - символ секулярной контрреформации 

Негативный этос фаустовской идеи 

Величие и убожество русской Фаустианы 

Христоцентризм культуры - условие ее духовного здоровья и высокой продуктивности 

Ложный вектор развития культуры модерности 

Фаустовская цивилизация против духовного наследия Реформации

Три исторические фазы дехристианизации 

Секулярность - сущность модерности 

Прогресса веры в Христа на земле не будет 

Привычное для нашего времени понимание секуляризации 

Секуляризация как переоценка ценностей 

Секуляризация - подоплека великой христианской депрессии

Цель движения локомотива секуляризации - небытие 

Христос - не противник благ цивилизации и культуры 

Зоны богоотрицания

Деконструированный мир без Бога невозможен, как немыслим оркестр без дирижера (Мандельштам против Лапласа) 

Эмиграция духа из состояния веры в состояние безверия (памяти Джона Буньяна)

Брутальный атеизм и интеллигентный секуляризм

Внутренняя пустота секулярной риторики 

Атеизм - тяжелая духовная болезнь 

Путаница в понимании природы секуляризации 

Секулярный соблазн и христианский самообман 

Реформация - это не секуляризация

Секулярность - отрицательная парадигма, в которой духовное саморазрушение выступает под видом созидания 

Достоин ли секуляризм похвал со стороны христиан? 

Секуляризация - универсальный метод дехристианизации 

Избирательное отношение к достижениям секулярной цивилизации

Функциональность секуляризации

Секуляризация и взлет философско-художественного творчества

Ложь антропоцентризма

Ответственность церкви за великую христианскую депрессию

Внутренняя секуляризация церкви

Деньги - механизм секуляризации церковного сознания 

Секулярный псевдоморфоз

Секулярная революция в христианском мире совершилась 

Этические минусы секулярности

Вытеснение христианства на периферию мирового культурного пространства 

Мода на безверие

Европейское Просвещение - ускоритель секуляризации 

Секулярная переориентация гуманитарной мысли, обмен трансцендентного на профанное 

Секуляризованная модель свободы

Секуляризация - временная победа низшего над высшим 

Маски секулярного мира, лежащего во зле, но притворяющегося благим

XX век сорвал с секуляризма маску благообразности 

Христианская идентичность как жертва имманентной секулярности

Массовое тиражирование демонических форм богоотрицания

Секуляризация - проект духовного суицида

Опустошение внутренней жизни  

Секулярность - дьявольская ловушка 

Мышление, не имеющее критериев истинности 

Ущербность метода секулярных интерпретаций 

Секулярная историческая память 

Экзистенциальная катастрофа секулярного сознания 

«Развратительные идеи» секулярного мира 

Кризис христианской идентичности  

Секулярный человек и его разорванное сознание 

Противоречивость религиозного опыта жизни при секуляризме

Секуляризм отстаивает право человека на духовный комфорт

Секулярное сознание всегда готово к бунту против Бога 

Гомосексуальная революция - детище секуляризма 

Демоническое в секулярном

Секуляризм - «собирательный» грех человеческой цивилизации

Культура модерности, создаваемая человеком с ампутированным органом веры

Секуляризация - перерождение человека и вырождение культуры

Изгнание понятия греха из культуры 

Погружение в аномию - воздаяние за секуляризацию 

Конверсия секулярности в постсекулярность 

Генезис постсекулярного человека

Постсекулярность - стратегия легализации компромиссов между неверием и верой 

Секулярный человек дорого заплатит за предательство Христа

Современные церкви - фабрики по производству несоленой соли

Глумливая постсекулярность 

Девиантная природа процесса секуляризации 

Бессилие депрессивного тренда перед христианским духом 

Великая христианская депрессия - школа духовного выживания для христиан 

Апокалиптические знаки постсекулярности