Выставка «Иван Сергеевич Тургенев: к 200-летию со дня рождения»

Иван Сергеевич Тургенев

 

На 6-м этаже у входа в читальный зал открыта книжная выставка:  «Иван Сергеевич Тургенев: к 200-летию со дня рождения», посвященная одному из выдающихся русских писателей XIX в.

Иван Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орле. Его отец, Сергей Николаевич Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, а мама Варвара Петровна Тургенева (урожденная Лутовинова), была из семьи помещиков.  Детские годы Иван провел в имении Спасское-Лутовиново в Орловской губернии. Для обучения детей, а у Ивана было два брата, приглашались немецкие и французские гувернеры, в доме много говорили по-французски. В раннем возрасте Ваня открыл для себя изящную словесность. Один  из крепостных читал ему на старинный манер поэму М.М. Хераскова «Россиада», что произвело на будущего писателя сильное впечатление. В 1827 г. семья Тургеневых переезжает в Москву, чтобы сыновья получили хорошее образование. Будущий писатель вначале обучается на дому и в частных пансионах. В 1833 г. Тургенев поступает на словесное отделение Московского университета. В это же время Иван впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую, которая была старше его на 4 года. Шаховская обменивалась с ним письмами, но ответила взаимностью отцу Тургенева. Это первое предательство еще долго бередило сердце Ивана. В дальнейшем эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь». В 1834 г. семья переезжает в Санкт-Петербург и Тургенев переводится на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.  В это время Иван много читал о деятелях Великой французской революции, увлекся республиканскими идеями. Крепостное право, существовавшее в России, Тургенев считал величайшей несправедливостью и позором. Тургенев дал себе клятву, которую назвал «Аннибаловой», сделать всё, чтобы в России не стало сословия «рабов». Во время учебы Иван увлекается лирикой и пишет свои первые стихотворения. В 1836 г. Тургенев показывает свои романтические стихотворные опыты университетскому профессору Петру Александровичу Плетневу. Не смотря на то, что первое стихотворение Тургенева «Стено» Плетнев очень критично разобрал на одной из лекций, в тоже время Петр АлександровичДунаев "Иван Тургеньев" отметил, что в авторе «что-то есть». К 1837 г. Тургенев написал около ста небольших стихотворений и несколько поэм. Плетнев приглашает студента на литературные вечера, а в 1838 г. публикует в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской». 

 

В 1838 г. получив степень кандидата, Тургенев уезжает в Германию, где слушает лекции по истории римской и греческой литературы в Берлинском университете, а также самостоятельно изучает древнегреческий и латынь. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от крепостного права,  некультурности, лени и невежества, которые препятствовали развитию страны. За границей он живет до 1841 г., посетив за это время Италию и Австрию. Во время пребывания в Берлине Тургенев знакомится с М.А. Бакуниным.  Вернувшись в Россию, Тургенев продолжает бывать в доме Бакуниных. В 1842 г. Тургенев сдает магистерский экзамен по греческой и латинской филологии в Санкт-Петербургском университете и начинает писать диссертацию. Но тяга к научной деятельности довольно быстро остыла, и Богословский "Тургеньев"Иван отказывается от защиты диссертации. Его всё больше стало привлекать литературное творчество. В 1843 г. Тургенев печатает поэму «Параша», которую показывает В.Г. Белинскому. Тот приходит в восторг от произведения и публикует восторженный отзыв в «Отечественных записках».

8 июня 1843 г. Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел. В это время в министерстве изучался вопрос о возможности освобождения крестьян, и Тургенев с энтузиазмом приступил к службе. Еще до работы в министерстве, он составил записку "Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине". В ней он писал о необходимости реформы в крестьянском хозяйстве и изменения юридического положения крестьян.

Но служба в министерстве продлилась недолго, Тургенев быстро разочаровался в полезности своей работы, а необходимость выполнять не только служебные обязанности, но и все указания начальства его угнетала. 18 апреля 1845 г. Тургенев вышел в отставку в чине отставного коллежского секретаря.

В октябре 1843 г. в Санкт-Петербург приехала с гастролями двадцатидвухлетняя французская оперная певица Полина Виардо. 28 октября она давала концерт в доме поэта и преподавателя литературы А.А. Комарова. Ее встречали восторженно. Среди слушателей был и Тургенев. Несколькими днями позже Комаров представил Тургенева Полине Виардо на ее петербургской квартире, сказав: "Это – молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт". Тургенев полюбил Виардо на всю жизнь - чувством, исполненным не только страсти, но и преклонения. Он последовал за ней и ее семьей (Виардо была замужем) во Францию, сопровождая ее в турне по Европе. С этого момента его жизнь была разделена между Россией и Францией, где жила Виардо. 

 

-

 

В 1844 г. Тургенев написал поэму «Поп», которая привлекла общественный интерес своей антиклерикальной направленностью. Поэма была урезана российской цензурой, но целиком печаталась за границей

Знакомство с Белинским, перешедшее в дружбу (в 1846  г. Иван Сергеевич стал крестным его сына Владимира), сближение с его окружением, изменяют литературную ориентацию Тургенева. Творчество Тургенева проходит путь от романтизма к нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы». Писатели этого направления, а к ним принадлежали А.И. Герцен, И.А. Гончаров, Н.А. Некрасов, изображали предметы, прежде считавшиеся "непоэтическими": быт, повседневную жизнь разных сословий, описывали своих героев как представителей определенного социального типа, уделяли преимущественное внимание влиянию среды, обстоятельств на характер и судьбу человека. 

Авторы журнала «Современник». Слева направо в верхнем ряду – Л.Н. Толстой и Д.В. Григорович; в нижнем ряду – И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин и А.Н. Островский

Тургенев принял активное участие в преобразовании журнала «Современник», где сблизился с П. В. Анненковым и Н. А. Некрасовым. В первом же номере «Современника» вышел рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч», положивший начало знаменитой книги «Записки охотника». Два центральных  персонажа – Хорь и Калиныч – были изображены не просто как представители социального типа русского крестьянина, а две личности со своим сложным внутренним миром. Тургенев представил читателю русского крестьянина как олицетворение национальной души. На страницах этого и других рассказов Тургенева, которые были изданы отдельной книгой под названием "Записки охотника" в 1852 г., крестьяне получили свой голос, говорили своим языком, непохожим на манеру повествователя-дворянина. Крестьяне выражали мысли и чувства, отличные от идей и эмоций образованных людей из высших сословий и в то же время были понятны читателю. Тургенев представил быт и нравы крестьянской и помещичьей России, его книга была воспринята как художественный протест против существования крепостного права. По словам Тургенева, «Записки охотника» были выполнением его Аннибаловой клятвы бороться до конца с врагом, которого он возненавидел с детства. «Враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». 

-

 

Конец 1840-х — начало 1850-х годов стали временем наиболее активной творческой деятельности Тургенева в области драматургии и временем размышлений над вопросами истории и теории драмы. В 1848 г. он написал такие пьесы, как «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник», в 1849-м — «Завтрак у предводителя» и «Холостяк», в 1850-м — «Месяц в деревне», в 1851-м — «Провинциалка». Из них «Нахлебник», «Холостяк», «Провинциалка» и «Месяц в деревне» пользовались успехом благодаря прекрасным постановкам на сцене.

В конце февраля 1852 г. Тургенев узнав о смерти Н.В. Гоголя написал некрологическую заметку, которую предложил в газету "Санкт-Петербургские ведомости". Председатель цензурного комитета М.Н. Мусин-Пушкин запретил печатать тургеневскую заметку, заметив что «о таком писателе преступно отзываться столь восторженно». Тогда Тургенев переслал некролог в газету "Московские ведомости". 13 марта заметка "Письмо из Петербурга" за подписью "Т…….ъ" была напечатана в газете "Московские ведомости". Некролог не содержал никаких предосудительных мыслей, но в печати не принято было вспоминать о дуэлях, приведших к гибели А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Тургенев же об этих двух безвременных смертях сказал, а Гоголю придал большое общественное значение. Мусин-Пушкин направил к императору всеподданнейшее донесение о неблагонадежном литераторе, будто бы осмелившемся нарушить указание председателя цензурного комитета, строго запретившего печатать статьи о кончине литератора Гоголя. 16 апреля 1852 г. Тургенев был посажен на месяц под арест в полицейскую часть, после чего сослан в свое имение Спасское-Лутовиново без права покидать пределы Орловской губернии. Спустя два года по прошению графа А.К. Толстого Тургеневу разрешили покинуть Спасское, но право выезда за границу предоставили только в 1856 г.

Тургенев в Спасском

Во время ареста и ссылки Тургенев написал повести «Муму» и «Постоялый двор» (обе 1852), «Два приятеля» (1853), «Затишье» и «Переписка» (обе 1854), «Яков Пасынков» (1856). Персонажи, представленные в повестях Тургенева – это наивные идеалисты, которые терпят неудачу в стремлении принести пользу обществу или обрести счастье в любви.

В 1856   г. Тургенев публикует свой первый роман «Рудин». В нем Тургенев попытался воссоздать тип современного человека – мыслителя и идеолога. Главный герой произведения - "лишний человек", показанный как в своей привлекательности, и в слабости. Создавая этот образ, писатель наделил его многими чертами М.А. Бакуниным. После «Рудина» испытание любовью и неспособность героя найти счастье в любви или невозможность соединить судьбу с судьбой любимой женщины станут неотъемлемыми чертами почти всех написанных Тургеневым романов.

Во втором романе Тургенева «Дворянское гнездо», изданном в 1858 г., представлена история старинного дворянского рода, главный герой – дворянин, укорененный в русской духовной жизни. События происходят в обстановке приближающейся реформы. Поэзия любви,   изящно переданное изображение переживаний героев, одухотворение мира природы – эти отличительные особенности тургеневского стиля наиболее отчетливо выражены, именно в этом романе. «Дворянское гнездо» было встречено доброжелательно критики, им восторгались читатели. 

Совсем другой прием оказала читающая публика роману  "Накануне", вышедшему в 1860 г. Главная героиня нового произведения – "тургеневская девушка" Елена Стахова, которая полюбила революционера Инсарова, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение Болгарии от власти турок. Заканчивается история любви Инсарова и Елены, как обычно у Тургенева, трагично. Молодой болгарин умирает, а Елена, ставшая его женой, решает посвятить свою жизнь делу мужа. Роман вызвал противоречивые отклики. Среди многочисленных критических отзывов, можно отметить  статью Н.А. Добролюбова "Когда же придет настоящий день?". Автор, признавая достоинства произведения, в то же время отвергал заключенную в романе мысль о необходимости объединения всех сил России, желающих перемен в судьбе страны. Тургенев был сторонником реформ, и -Болгария, в которой все сословия были объединены одной целью – получением свободы, была ярким примером того, что нужно делать в России. Добролюбов, веривший в революцию, связал замысел тургеневского произведения с событиями грядущего революционного преобразования России, с чем либерал Тургенев примириться никак не мог. 

Эта рецензия вызвала негодование Тургенева. Он пытался остановить печатание статьи в "Современнике" и поставил Н.А. Некрасову ультиматум: или он или Добролюбов. Некрасов встал на сторону Добролюбова и вскоре Тургенев прекратил свое сотрудничество с «Современником» и перестал общаться с Некрасовым.

Следующий роман Тургенева «Отцы и дети», напечатанный в 1862 г. в журнале «Русский вестник, не был по достоинству оценен критикой и читателями.  В новой книге Тургенев представил героя нового времени – радикально настроенного разночинца, сторонника нигилизма Базарова. Герой отрицает искусство, красоту, любовь, исходит из критериев пользы и здравого смысла, убежден в том, что достоверны и ценны только знания, предоставляемые естественными науками и подтверждаемые собственным опытом. Сторонник новых идей Базаров презирает и третирует старое дворянство в лице Павла Петровича Кирсанова. Базарову писатель придал черты, свойственные радикально настроенному Н.А. Добролюбову. Но это не помешало радикально-демократической критике истолковать роман как пасквиль на "молодое поколение". Об этом писали М.А. Антонович, Н.Г. Чернышевский и М.Е. Салтыков-Щедрин. А.И. Герцен оценил роман как пасквиль на молодых прогрессистов-радикалов, приверженцев свободы. Исключением стало мнение Д.И. Писарева, поставившего автору в заслугу объективность образа Базарова, как собирательно портрета «нигилистов». На самом же деле образ Базаров напоминает прежних героев Тургенева – «лишних людей».

В конце 1862 г. Тургенев, находясь в Париже, был привлечён к процессу 32-х по делу о «лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», так как имел репутацию человека, симпатизировавшего идеологам радикализма и проповедникам революции А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Тургенев, по рекомендации русского посла в Париже, пишет письмо Александру II, уверяя его в лояльности своих убеждений, «вполне независимых, но добросовестных». После получения предписания властей о незамедлительной явке в Сенат, Тургенев выезжает в Россию на допрос, где сумел отвести от себя все подозрения. Сенат признал его невиновным и разрешил выезд за границу. Такое поведение в радикальных кругах сочли проявлением трусости, а Герцен иронизировал над Тургеневым на страницах «Колокола». 

-

Следующие произведения соответствовали мрачному настроению писателя. Роман «Дым» опубликованный в 1867 г. представляет собой картину современного русского общества, его идейных настроений. В романе досталось как радикально-демократическим идеологам, на поверку оказывающимся пустословами (в лице одного из них, Губарева, Тургенев вывел Н.П. Огарева), так и сторонникам  «старого порядка», одержимым неприятием любых перемен и видящим вокруг   революционную опасность. «Дым» выделяется среди романов Тургенева откровенной и желчной сатирой. По словам автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку — особенно сбоку».

В 1877 г. Тургенев публикует роман «Новь», в котором изобразил революционеров-народников, стремящихся донести свои идеи до крестьян. Писатель сочувствует героям Нежданова, Марианны, Маркелова, сравнивая их действия с подвигом, но в тоже время подчеркивая, что это подвиг обреченных. Правда, по мнению автора, на стороне другого героя, Соломина, который убежден в том, что России нужно медленное движение вперед, а не в революционные потрясения. 

-Романы «Дым» и «Новь» не встретили понимания у коллег Тургенева. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что публикация романа «Новь» была услугой самодержавию.

К середине 70-х гг. И. С. Тургенев достиг европейской известности.  Произведения  Тургенева переводятся на ведущие европейские языки. Среди его друзей –  писатели: А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассан, Г. Флобер. В 1879 г. Оксфордский университет присуждает ему звание почетного доктора, до него университет не оказывал такой чести ни одному беллетристу.  В Европе Тургенев играет роль посланника русской культуры, знакомя читателей с шедеврами русской словесности.  Тургенев переводил западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки. Так появились произведения Пушкина для французских читателей и переводы произведений Флобера «Иродиада» и «Повесть о св. Юлиане Милостивом» для русских читателей.

В последние годы жизни Тургенев издает цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». Одно из стихотворений - «Русский язык» стало гимном веры в великое предназначение России: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». М. М. Стасюлевич в переписке написал об этом стихотворении: «Величиной она ровно пять строк, но это золотые строки, в которых сказано более, чем в ином трактате; с такою любовью мог бы Паганини отозваться о своей скрипке». Этот сборник стал прощанием Тургенева с искусством. 

 

-В -1879 г. Тургенев встретил свою последнюю любовь — актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене, Иван Сергеевич признался девушке в чувствах, но Мария считала Тургенева другом и наставником, и их брак так и не состоялся. 

В 1878-1881 гг. Тургенев несколько раз приезжал Россию, где его всегда с восторгом встречали. В начале июня 1880 г. он принял участие в торжественном открытии памятника А.С. Пушкину в Москве. Во время концерта в честь Пушкина в зале Дворянского собрания Тургенев от всех литераторов возложил лавровый венок на голову бюста поэта, а А.Ф. Писемский, ненадолго сняв венок, поднял его над головой Тургенева, в зале долго рукоплескали и кричали «браво!». 

Иван Сергеевич Тургенев скончался после продолжительной болезни 22 августа 1883 г. в Бужевиле под Парижем, а похоронен был в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

            

-На выставке экспонируется более 250 книг, среди которых представлены как произведения И.С. Тургенева, так и литература освещающая жизнь и творчество великого писателя. Литературная деятельность Тургенева всегда находилась в центре внимания русской критики, его по праву называли «летописцем жизни русской интеллигенции второй половины ХIХ в. и знатоком народной души». Среди исследовательских работ, представленных на выставке, стоит выделить такие произведения как: Беляева И. А. «Творчество И. С. Тургенева» (М., 2002), Богословский Н. В. «Тургенев» (М., 1959),  Буренин В. П. «Литературная деятельность Тургенева» (СПб., 1884), Зайцев Б. К. «Жизнь Тургенева» (Париж, 1949), Клеман М. К. «Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева» (М.;Л., 1934),  Лебедев Ю. В. «Иван Сергеевич Тургенев» (М., 1989), Манн Ю. В. «Тургенев и другие» (М., 2008), Суньига Х. Э. «Загадка Тургенева» (Орел, 1998), Топоров В. Н. «Странный Тургенев» (М., 1998) и др. Помимо общих работ, стоит выделить исследования, посвященные отдельным сторонам творчества Тургенева. В их числе: Алексеев М. П. «И. С. Тургенев и музыка» (Киев, 1918), Басихин Ю. Ф.  «Поэмы И. С. Тургенева» (Саранск, 1973), Буданова Н. Ф. «Достоевский и Тургенев» (Л., 1987), Бялый Г. А. «Тургенев и русский реализм» (М.; Л., 1962), Вишневская И. Л.  «Театр Тургенева» (М., 1989), Гершензон М. О. «Мечта и мысль И. С. Тургенева» (М., 1919), Мостовская Н. Н. «И. С. Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX в.» (Л., 1983), Пильд Л. «Тургенев в восприятии русских символистов (1890-1900-е годы)» (Тарту, 1999) и др.  -

Среди произведений И.С.Тургенева, представленных на выставке, можно отметить как собрания сочинений, так и отдельные произведения, рассказы и повести, стихотворения, поэмы, драмы и комедия, стихотворения в прозе, мемуары и критика, переписка. Среди них: Дворянское гнездо (М., 1952), Дым (Благовещенск, 1956), Записки охотника (Пг., 1918), Комедии и сцены (Л.; М., 1949), Накануне (Пг., 1917), Отцы и дети (М.; Л., 1948), Помещик (М., 1999), Первое собрание писем И.С. Тургенева, 1840-1883 гг. (СПб., 1884), Письма Тургенева к П. Виардо (М., 1900) и др.

 

С этими и другими книгами вы можете познакомиться на выставке.


 

Список литературы о творчестве И.С. Тургенева

Список произведений И.С. Тургенева

 

 

Теги