Книжная полка: автобиографии, мемуары и воспоминания

Исторические источники разнообразны и отличаются содержанием, формой, способами представления информации, соотношением личного и общественного. Автобиографические мемуары дают возможность взглянуть на происходящие исторические события в контексте личности автора и его эпохи. Это источник на который активно опираются исторические, культурологические, лингвистические и многие другие исследования и, в то же время, интересный самому широкому кругу читателей. На нашей новой "Книжной полке" несколько интересных публикаций-воспоминаний, доступных в  библиотеке.

 

Автобиографические свидетельстваАвтобиографические свидетельства: перспективы междисциплинарных исследований

Санкт-Петербург: Алетейя, 2017.

 

В сборнике представлены исследования, объединенные общей тематической и методологической задачей изучения автобиографических текстов как социальных и коммуникативных практик, укорененных в конкретных культурных обстоятельствах. Книга адресована научным работникам, преподавателям и студентам гуманитарных дисциплин: историкам, литературоведам, культурологам, антропологам, социологам. Она также обращена к широкому кругу читателей, интересующихся историей европейской культуры XVI - начала XX века и русской культуры XVIII - первой половины XX века.


XX векКрупников Петр Яковлевич

XX век: прожитое и пережитое: история жизни профессора Петра Крупникова, рассказанная им самим

Санкт-Петербург: Алетейя, 2017.

 

Петр Крупников (1920-2009) — профессор истории, выдающийся лектор, приглашенный профессор многих университетов мира, автор книг и научных статей, крупный специалист в области взаимоотношений Латвии и Германии, диктовал свои мемуары сыну на исходе жизни. Их текст был расшифрован и литературно обработан Гунтой Страутмане, переведен с латышского Роальдом Добровенским и теперь представлен вниманию русского читателя.

Масштаб личности и значимость научных изысканий Петра Крупникова только сейчас могут быть оценены по достоинству массовым читателем. В научных кругах, в среде профессуры и студентов,  на протяжении долгих десятилетий Крупников был известен и популярен, как когда-то Лев Гумилев в России. Его мемуары по выразительности, захватывающему сюжету и уникальным фактам сравнимы со знаменитой книгой Валентины Фреймане «Прощай, Атлантида!». Кстати, именно благодаря Фреймане, которая посоветовала сыну профессора обратиться с этими записями к Гунте Страутмане, эти мемуары увидели свет.


Дневник поколенияДневник поколения: летопись эпохи в воспоминаниях современников.

Москва: Вече, 2014.

 

Этот сборник - итог масштабного проекта: в течение года через специально развернутые группы и сообщества в социальных сетях, блоги, конкурсы на специализированных "книжных" сайтах писатели и непрофессиональные авторы присылали свои рассказы, истории, воспоминания, эссе о своем поколении. О поколении тех, кто родился в пассионарные 50-60-е, чья юность совпала с безмятежным застоем 70-х, кто требовал перемен в 80-х, и на кого в лихие 90-е пришелся основной удар, потребовавший начинать заново строить свою жизнь с нуля. В альманах вошли 400 лучших из присланных коротких произведений. 

Инициатором проекта стал известный писатель, журналист и общественный деятель Александр Лапин, автор романа-эпопеи "Русский крест", посвященного последнему советскому поколению. В эту книгу вошли подлинные истории из жизни, в которых отразились главные события и для целой страны и для отдельного человека. Это сочетание личного и общего, малого и огромного составило предельно искреннюю картину эпохи от заката СССР до рождения новой России.


Разбитое зеркалоНина Ивановна Петровская

Разбитое зеркало: Проза. Мемуары. Критика.

Москва: Б.С.Г.-Пресс, 2014.

 

Нина Петровская (1879-1928) - знаковая фигура русского Серебряного века, героиня романов В. Брюсова "Огненный ангел" и С. Ауслендера "Последний спутник", адресат стихотворений Белого и Брюсова, персонаж мемуаров В. Ходасевича, Н. Берберовой, Р. Гуля и других, - сама явилась создателем интереснейшей художественной и критической прозы, дающей представление о процессах, происходивших в культурной жизни России и Европы на протяжении тридцати лет. В "Воспоминаниях" этой "женщины-вамп" как живые предстают К. Бальмонт, В. Брюсов, С. Соколов, молодая поросль "декадентского Олимпа" и даже М. Горький, в ее очерках раскрывается национальная жизнь Италии и Франции во время и после Первой мировой войны и трагедия русских беженцев.

Ее переводы и критические отзывы раскрывают вкусы читателей начала ХХ века. В книге впервые собрано ее обширное творческое наследие, сопровождаемое историко-литературным комментарием, предисловием и послесловием.


Из СССР и обратноВиталий Товиевич  Третьяков

Из СССР в Россию и обратно: воспоминания. Кн. 1

Москва: Ладомир, 2013.

 

Первая книга "Воспоминаний" Виталия Третьякова, знаменитого российского журналиста, создателя "Независимой газеты" и Высшей школы телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова, ведущего программы "Что делать?" на телеканале "Культура" открывает собой многотомное описание Советского Союза и России, поданное через изложение событий жизни самого автора и включающее в себя сохранившиеся личные дневники.

Автор расскажет о своих встречах с Горбачёвым, Ельциным, Путиным, патриархом Кириллом, Назарбаевым и Лукашенко, Солженицыным, Примаковым, Зюгановым, Явлинским, Чубайсом, Лужковым, Березовским и Ходорковским, Андреем Вознесенским и Евгением Евтушенко, Ильёй Глазуновым и Олегом Табаковым, Андреем Синявским и Марией Розановой, Юрием Любимовым и Юрием Григоровичем, Жаком Шираком, Вацлавом Гавелом, Генри Киссинджером и многими другими. Но все начинается с этой книги - с детства.


Память сердцаРустам Бекарович Мамин

Память сердца.

Москва: Время, 2010.

 

Рустам Мамин - кинорежиссер-документалист, снявший более тридцати фильмов. Он прожил долгую и непростую жизнь: военное детство, завод, лагерь, куда он попал "за анекдот", самодеятельность на "ЗИЛе" (вновь вызвавшая пристальный интерес "органов"), а потом, Центральная студия документальных фильмов, режиссерский факультет Щукинского училища, киностудия Министерства обороны... Судьба подарила ему невероятные знакомства и встречи - с Сергеем Сергеевичем Смирновым, с Майей Плисецкой и Романом Карменом, с Рихардом Зорге и Евгением Джугашвили... Рустам Мамин вспоминает о прожитом и пережитом, размышляет о дорогих ему человеческих ценностях, порой с грустью, порой с юмором, но всегда - очень искренне.


ПодстрочникЛилианна Зиновьевна Лунгина

Подстрочник: жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана.

Москва: Corpus: Астрель, 2010.

 

Лилианна Лунгина — прославленный мастер литературного перевода. Благодаря ей рус­ские читатели узнали "Малыша и Карлсона" и "Пеппи Длинныйчулок" Астрид Линдгрен, романы Гамсуна, Стриндберга, Бёлля, Сименона, Виана, Ажара. В детстве она жила во Франции, Палестине, Германии, а в начале тридцатых годов тринадцатилетней девочкой вернулась на родину, в СССР.

Жизнь этой удивительной женщины глубоко выразила двадцатый век. В ее захватывающем устном романе соединились хроника драматической эпохи и исповедальный рассказ о жиз­ни души. М.Цветаева, В.Некрасов, Д.Самойлов, А.Твардовский, А.Солженицын, В.Шаламов, Е.Евтушенко, Н.Хрущев, А.Синявский, И.Бродский, А.Линдгрен — вот лишь неко­торые, самые известные герои ее повествования, далекие и близкие спутники ее жизни, ко­торую она согласилась рассказать перед камерой в документальном фильме Олега Дормана.


Жизнь на восточном ветруИоганнес фон Гюнтер

Жизнь на восточном ветру: между Петербургом и Мюнхеном

Москва: Молодая гвардия, 2010.

 

Автор воспоминаний, уроженец Курляндии (ныне - Латвия) Иоганнес фон Понтер, на заре своей литературной карьеры в равной мере поучаствовал в культурной жизни обеих стран - и Германии, и России и всюду был вхож в литературные салоны, редакции ведущих журналов, издательства и даже в дом великого князя Константина Константиновича Романова. Единственная в своем роде судьба. Вниманию читателей впервые предлагается полный русский перевод книги, которая давно уже вошла в привычный обиход специалистов как по русской литературе Серебряного века, так и по немецкой - эпохи "югенд-стиля". Без нее не обходится ни один серьезный комментарий к текстам Блока, Белого, Вяч. Иванова, Кузмина, Гумилева, Волошина, Ремизова, Пяста и многих других русских авторов начала XX века. Ссылки на нее отыскиваются и в работах о Рильке, Гофманстале, Георге, Блее и прочих звездах немецкоязычной словесности того же времени.