Книжная выставка: "Проблемы гендерного равенства в исследованиях второй половины XIX – первой трети XX вв."

  В читальном зале Научной библиотеки открылась книжная выставка: Проблемы гендерного равенства в исследованиях второй половины XIX – первой трети XX вв. На выставке экспонируются издания из фонда Отдела редких книг. Выставка состоит из четырех разделов. Первый раздел знакомит с положением женщин в России и зарубежных странах с древнейших времен до начала XX в. Второй демонстрирует становление женского образования в России. В третьем разделе показано участие женщин в революционных выступлениях. Заключительный раздел знакомит с положением женщин в советском обществе 20-40-х годов.

   После Великой французской революции 1789 г. среди просвещенного российского дворянства  возрос интерес к демократическим идеям и, в частности, к вопросу о положении женщин.

 фемида В 1827 г. вышла книга преподавателя русского законоведения в Московском университете И. В. Васильева «Фемида, или начертание прав, преимуществ и обязанностей женскаго пола в России, на основании существующих законов», которая стала одним из первых опытов издания в России сборника законодательных материалов по правам женщин. В предисловии автор писал: «Но кто не согласится, что знание прав своих и обязанностей и нужно, и приятно! Вспомним к этому веления царей-законодателей, что никто из членов государства, не исключая и женщин, не может отговариваться незнанием законов отечественных». Сборник состоит из разделов, посвященных политическим и гражданским правам женщин в России: «О супружестве», «О власти родительской», «О праве женщин обязываться актами», «О правах иностранок в России», «О преимуществах женщин по делам уголовным», «О высочайших наградах женскому полу», «О пенсиях и единовременных выдачах», «О должностях по службе придворной». При подготовке сборника автор пользовался советами попечителя Московского учебного округа и председателя Общества истории и древностей российских, писателя А. А. Писарева, который, как указывает в предисловии автор, «первый подал мысль, чтобы составить ручную книжку для женщин, в коей они видели бы свои права, отличия и обязанности».

   На распространение идей эмансипации в России повлияла Крымская война 1853–1856 гг. Вместе с хирургом Н.И. Пироговым, на фронт отправились сестры милосердия, подготовленные и обученные Крестовоздвиженской общиной. В статье «Вопросы жизни», опубликованной в журнале «Морской сборник», Пирогов подчеркивал, что неправильно отстранять женщин от участия в жизни общества. Для Пирогова идеал женщины: жена - активная спутница мужчины в браке и мать, воспитывающая детей на высоких гражданских идеалах.

     Подготовка реформы отмены крепостного права и ее обсуждение в обществе, привели к  дискуссиям о свободе личности, ее возможностях и самореализации.  Среди наиболее спорных тем встал вопрос о положении женщины, выполнявшей до этого времени лишь те функции, которые определялись ее природным назначением: жены и матери. 

   Одним из первых исследователей женского вопроса был поэт и публицист М. Л. Михайлов, опубликовавший в 1860 г. в журнале «Современник» статью «Женщины. Их воспитание и значение в семье и обществе». Эта статья была написана после знакомства с трудами Ж. Мишле и П.-Ж. Прудона, яркими представителями противников женской эмансипации, и «произвела в русских умах землетрясение», свидетельствовал публицист Николай Шелгунов. Михайлов первым заговорил в России о свободе и равноправии женщин, о праве, равном с мужчиной, на труд, образование и общественную деятельность. Его статьи, в которых он требовал полного гражданского равенства для женщин, пользовались огромной популярностью. Михайлов первым поставил вопрос о социализации женщины, по его мнению: «Только коренное преобразование женского воспитания, общественных прав женщины и семейных отношений представляется мне спасением от нравственной шаткости, которою, как старческою немочью, больно современное общество».

  бибиков В 1865 г. публицист и переводчик П. А. Бибиков опубликовал сборник статей «Критические этюды». За эту работу автор, по представлению Цензурного комитета, подвергшего книгу подробному разбору, был предан суду по обвинению в «прямом порицании и оскорблении начал семейного союза, с намерением разрушить или ослабить их основы». Петербургская судебная палата  признала непозволительным содержание следующих статей из сборника: «Современные утописты. Изложение и критический разбор теории Фурье» (ранее не пропущенная цензурой в журнале «Время»), «Сентиментальная философия» (о логике Дж. С. Милля) и «весьма цинически написанного» этюда «Ревность животных. По поводу неслыханного поступка Веры Павловны Лопуховой», в котором Бибиков отстаивал идею равноправия полов, но при этом аргументы в пользу героини романа Н. Г. Чернышевского извлекал из описания «половых отношений собак, пчёл и муравьёв». Это был первый судебный процесс в России по литературному делу на основе цензурного устава 1865 г. Бибиков был осуждён на 7 дней гауптвахты «за вредный образ мыслей». В то же время, тираж его «этюдов» не стали изымать из обращения: «по слабому достоинству сочинения оно и опасности не представляет». А. И. Герцен откликнулся на процесс Бибикова статьей в журнале «Колокол»: «Первое запрещение, первое предостережение, первый суд!». 

   В отечественной литературе, изучающей судьбу русской женщины, авторы в мрачных красках рисуют положение женщин в русском обществе, на протяжении всей ее истории.

   Писатель А.В. Добряков в историческом исследовании «Русская женщина в домонгольский период» (СПб., 1864), представил обзор положения женщин со времен язычества до начала монгольского порабощения. Автор  анализирует социальное положение, статус и повседневную жизнь женщины домонгольской Руси. Первая часть книги посвящена женщине-язычнице: обычаям и бракам древлян, положению жены у мужа, значению роли матери. Вторая часть рисует жизнь женщины-христианки, показано воспитание девушки, положение жены в семье, взаимоотношение супругов. В заключительном очерке характеризуются мифологические образы женщин в народной поэзии.

  шашков Книга историка, публициста и этнографа С. С. Шашкова «Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция» (СПб., 1871), посвящена трудной судьбе женщины в России. Шашков был одним из первых русских публицистов, который обратился к историческому изучению женского вопроса в России и сформулировал целый ряд связанных с этим исследовательских и нравственных проблем. «Тяжка и незавидна была судьба русской женщины: много слез пролито ею на пути ее исторического существования; много горя, унижения и рабства вынесла она в семейной и общественной жизни, не искупив своих страданий ничем, что могло бы возвысить и отметить ее в истории человечества», – писал Шашков в предисловии ко второму изданию книги «Очерк истории русской женщины» (СПб., 1872).  Автор в историческом обзоре показывает угнетенное состояние женщин со времен становления патриархального общества и до конца XIX века. Другие немаловажные проблемы, поднятые историком в сочинении, - это детоубийство и проституция, которые, по мнению автора, являются печальными следствиями этого явления. В своих сочинениях автор  показывает, что эмансипация женщины имеет свои корни в глубине веков, и история борьбы женщины с мужчиной проходит через всю историю человечества и тесно связана с историей семьи, государства и народа.                                                                                                                                     

архипов

   В книге «Русские женщины нового времени» (СПб., 1874), беллетриста, публициста, ученого, одного из самых читаемых авторов в России XIX в. Д.Л. Мордовцева, показана судьба женщин XIX века. Автор писал, что «в это время женщина сначала отражает в себе какое-то нравственное колебание и бесплодное брожение мысли, а потом, когда это брожение прекращается, из неё, как из личинки, выходит та симпатичная русская женщина, которую можно назвать матерью современного женского молодого поколения». По мнению Мордовцева, история русской женщины не только дополняет русскую историю вообще, но и объясняет её больше, чем вся сумма прочих исторических материалов. Каков характер и направление исторической эпохи, такой является и женщина едва ли не исключительнее, чем мужчина. В книге представлены семнадцать биографий русских женщин из разных общественных групп: баронессы Крюденер, Н. А. Зубовой (Суворочка), Н.А. Дуровой (кавалерист-девица), П.Г. Луполовой (Параша-сибирячка), Н.Ф. Минкиной (Аракчеиха), Е.Б. Кульман и др.

   ефименкоКрестьянская реформа 1861 г., в результате которой более 90% населения России, было выведено из-под действия Крепостного права, оживила исследовательский интерес к феномену русской народной жизни, обычаям и традиции. Этой теме посвящена работа - «Исследования народной жизни», которую в 1884 г. представила А. Я. Ефименко - первая женщина в России, ставшая доктором исторических наук. Целью ее изысканий было показать, что, несмотря на существующий в обществе сословный (духовный) разрыв, возможно через анализ феномена русской деревни обнаружить народные воззрения на природу права и справедливости, которые определяют правосознание всего русского общества. Одна из глав посвящена положению крестьянских женщин, в которой автор делает вывод, что «в нравах славянских племен нет никакого особенного уважения к женщине, к ее человеческому достоинству». 

   Историк русской литературы Н.Н. Трубицын в книге «Общественная роль женщины в изображении новейшей русской литературы» (М., 1907), своей целью ставил «наметить в истории русского женского движения определенные этапы и изучить в общих чертах, как тот или другой из этих этапов изобразился в художественной литературе. В тоже время Трубицын считал, что его работа «не есть история женского общественного движения в изображении литературном, а просто ряд литературных характеристик, связанных между собой хронологической последовательностью».трубицын

   Давая оценку роли женщины в обществе, автор считал, что «положение русской женщины было постоянно особенно тяжело». Ее роль в общественной жизни ограничивалась чисто физиологическими функциями: женщина должна была быть только женой, хозяйкой и матерью, а во всем остальном она была обречена на вечное детство. «Женская эмансипация – термин вызывающий улыбку на устах многих», писал автор. Далеко не все в обществе прониклись сознанием предоставить женщинам одинаковую самостоятельность с мужчинами. В заключении, Трубицын делает вывод, что «в истории нашей общественной жизни, женщина играла роль незначительную и, во всяком случае, мало самостоятельно».  

   Основные идеи феминизма первоначально зарождались в Европе. Во время Великой французской революции писательница Олимпия де Гуж написала «Декларацию прав женщины и гражданки», в которой были сформулированы идеи полного женского равноправия. В 1830 г. во время Июльской революции появился термин «émancipation de la femme». В 1848 г. французский писатель В. Консидеран предложил в парламенте предоставить женщинам избирательные права, но его инициатива не была поддержана.  В этом же году в США прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На нем была принята «Декларация чувств», в которой поднимались такие вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, браке, в выборе профессии и многое другое.

  прудон Но, далеко не все западные мыслители выступали за равные права мужчин и женщин. Французский экономист, политик П.Ж. Прудон в книге «Порнократия или женщины в настоящее время» (М., 1876) указывал на неизбежность существующего неравенства полов: «Различие природных особенностей обусловливает собою коренное различие в отправлениях, в общественном и семейном назначении мужчины и женщины. Один обладает большей подвижностью, энергией и способностью продолжительного действия, другая обладает большей склонностью к семейной жизни, дающей большую прелесть и окончательное развитие их более нежной природе». Прудон акцентируя внимание на физической слабости женщины, доказывает ее более несовершенную природу, опираясь на свои наблюдения и используя собственную систему количественных показателей, применяемую к обоим полам, например, относительно меньший размер женского мозга. В итоге, Прудон приходит к утверждению об интеллектуальной и физической неполноценности женщины. Мужчина, оказавшийся в результате исследования более активным, инициативным, обучаемым, занимает высшее положение по отношению к женщине, следовательно, женщина должна ему повиноваться. После публикации книги, Прудон был вызван в суд и приговорен к трехлетнему тюремному заключению и к штрафу в 4 тыс. франков. Как отмечали многие русские мыслители, восприятие мира Прудона было основано на религиозном фундаменте, что отражалось и на представлениях о семье и роли женщины.

   Но, так как Прудон, думали далеко не все. Британский философ и экономист Джон Стюарт Милль опубликовал книгу «О подчинении женщин» (СПб., 1896), в поддержку движения за эмансипацию, усилившееся после реформы 1867 г. в Великобритании, предоставлявшей право голоса владельцам или съёмщикам отдельных домов, квартир, комнат, если арендная плата составляла не меньше 10 фунтов стерлингов в год. Основную мысль работы сам Милль выражал следующим образом: «Принцип, которым управляются общественные отношения между обоими полами, и влекущий за собой легальную подчиненность одного пола другому, по самой сущности своей ложен и составляет одно из главных препятствий к прогрессу человечества; вследствие чего его надлежит заменить принципом полного равенства, не допускающим ни власти и преимущества для одной стороны, ни воспрещений для другой».

милль

   В своей работе Милль  разбирает проблему бесправия женщин в браке, говорит о допуске женщин ко всем профессиям и должностям, отвечает на вопрос о пользе, которую принесет равноправие мужчин и женщин. Милль считал, что равенство супругов перед законом - это единственное средство сделать «будничную жизнь человечества школой нравственного воспитания, т. к. нормальное состояние общества есть равенство между его членами». Только семья, устроенная на справедливых основаниях, «могла бы сделаться настоящей школой всех добродетелей, порождаемых свободой». Главным условием для ограждения достоинства женщины, если она не имеет состояния, является возможность зарабатывать деньги. Поэтому необходимо разрешить ей заниматься любыми профессиями и занимать любые должности. Способность женщин участвовать в выборах, Милль иронично доказывает тем, что закон предоставляет им право делать важный выбор в жизни - выбирать мужчину, который будет управлять женщиной всю жизнь. 

   жидСреди исторических обзоров о положении женщины в обществе, можно выделить несколько работ. Книга французского юриста и историка Поля Жида «Гражданское положение женщины: с древнейших времен» (М., 1902), представляет собой исследование, представленное в Академию нравственных и политических наук, объявившей конкурс «на сочинение о Веллейановском сенатус-консульте, признавшем еще в первом веке Римской империи недействительными обязательства, заключаемые женщинами в пользу других лиц». Работа посвящена рассмотрению гражданского положения женщины у разных народов, начиная с древнейших времен. Автор ставит своей целью изучить и проследить через законодательства различных стран гражданскую правоспособность женщины, исследовать положение, созданное для нее гражданским правом, как в браке, так и вне брака. В работе анализируется правовое положение женщины на Древнем Востоке, в античных Греции и Риме, а также в средневековой Европе; рассматриваются современные  законодательства Франции, Англии, Германии, Италии, Испании и Скандинавских стран.

  бузекскулПопулярный очерк «Женский вопрос в Древней Греции» (Харьков, 1905), историка-античника В.П. Бузескула, представляет собой публичную лекцию, прочитанную в пользу "Народного Дома" в Харькове и вышедшую отдельным изданием. В книге рассматривается процесс эмансипации женщин, также автор показал положение женщин в классический период Древней Греции. В Афинах в условиях брака с приданым предусматривалась юридическая регуляция имущественных отношений обоих партнеров. Этот и прочие вопросы, касающиеся положения женщин в браке, семье и обществе, Бузескул рассматривает в своей книге.   

   В книге «Римские женщины» (СПб., 1913), историка П.Н. Кудрявцева, представлены нравы римского общества в период раннего нравственного упадка Римской империи - I в. н.э. Автора интересовало этическое состояние древнеримского общества, и он подготовил свою работу на основе сочинений римского историка Тацита, блестящего знатока жизни римского общества этого времени. В книге даны художественные портреты знатных римлянок - Агриппины Старшей, Мессалины, Агриппины Младшей, Поппеи Сабины и Октавии. В заключение в качестве приложения помещен очерк о Нероне. Нравственные перевороты в обществе ни на чем не отражаются так непосредственно, как на моральном состоянии женщин. Прослеживая судьбы «тацитовских» женщин, Кудрявцев показывает глубокую нравственную испорченность римлян, сказавшуюся после падения старого республиканского строя. 

кудрявцев

   Со второй половины  XIX в. роль женщины в общественной жизни стала меняться. Это было связано с тем, что индустриальное общество превращало женщин в наёмных работниц на фабриках и заводах, в развивающейся сфере услуг, на конторских должностях и т. д. Всё больше женщин полу­чали профессии, которые применялись в интеллектуальных облас­тях деятельности: они становились учителями, адвокатами, журна­листами. В это время шла борьба за уравнивание прав женщин с мужчинами на производстве и оплате труда, в области образования, из­бирательных правах. 

бебель   В работе немецкого социал-демократа Августа Бебеля «Женщина и социализм» (Одесса, 1905), рассматривается положение женщины с первобытных времен до капиталистической эпохи, анализирует проблемы взаимоотношения мужчины и женщины, брака и семьи, воспитание детей и др. В историческом экскурсе первой части «Женщина в прошлом», показаны процессы закрепощения женщины, связанные со сменой матриархата патриархатом и изменением общественных отношений, созданных частной собственностью на средства производства. Развитие ремесел и товарного хозяйства сделали мужчину господином и собственником богатств семьи, а женщина стала служанкой мужчины, матерью его детей. «Господство частной собственности утвердило подчинение женщины мужчине. Началось время принижения женщины, и даже презрения к ней». Во второй части «Женщина в настоящем», Бебель описывает положение женщины в капиталистическом обществе. Используя статистические данные, автор показывает тяжелые условия работы женщин и их последствия, сказывающиеся на здоровье, продолжительности жизни. Кроме того, Бебель отмечает, что женщина получает более низкую заработную плату по сравнению с мужчинами, даже при условии выполнения ими одинаковой работы. Так же, автор обращает внимание на проблему проституции, как на одну из основных в буржуазном обществе и приходит к выводу о том, что это социальное явление присуще самой природе капитализма. 

   Книга «Женщины и экономическое отношение» (СПб., 1902), принадлежала перу американской феминистки, социологу и романистке Шарлотте Гилман.  По мнению критиков, эта работа «представляет собой самое замечательное сочинение по женскому вопросу со времен знаменитого этюда Милля – “О подчинении женщин”». Автор рассматривает несправедливое экономическое положение женщин с точки зрения социальной эволюции – как общечеловеческий вопрос.  Гилман считала, что женщины должны иметь финансовую независимость на протяжении всей жизни.  Это несправедливое положение является, по мнения автора: «главным источником тех зол, с которыми до сих пор безуспешно борется человечество».                                                                                                                                                                                           амер работницы

   В основу книги американской журналистки Бесси Ван Ворст «Американские работницы: Описание пребывания на фабриках и личного труда в качестве простых работниц» (СПб., 1906), легла серия тайных расследований, целью которых было правдиво осветить жизнь и условия труда женщин и детей, работающих на заводах и фабриках США. Журналистка обращала внимание на то, что пытаясь свести концы с концами, фабричные труженицы в итоге отказываются от замужества и детей. Не смотря на то, что их зарплат не хватает на безбедную жизнь, у этих женщин все же появляется иллюзия независимости, что приводит к демографическому провалу. Кроме того, они надрываются и порой не могут иметь детей уже из-за проблем со здоровьем. Авторская колонка Ван Ворст привлекла внимание президента США Теодора Рузвельта, приславшему Бесси письмо, в котором он выражал обеспокоенность демографическими проблемами в стране. Это письмо опубликовано в предисловии к книге.                                                              

женщины и дети

 арборе 

 Румынская революционерка Е.З. Арборе-Ралли, в книге «Женский труд на Востоке» изучила проблему женского и детского труда в странах Востока. Арборе-Ралли сравнивает условия жизни, труда и быта, в которых находились восточные женщины Китая, Японии, Кореи и Британской Индии в XIX-начале XX вв. Автор приходит к выводу, что сила женского движения в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока находится в прямой зависимости от сил и размаха национально-освободительной борьбы в них. 

Из истории женского образования в дореволюционной России

   Долгие годы идеалом женщины, было представление о ней, как о верной подруге мужчины, матери и воспитательнице детей. Вся деятельность женщин вне привычных рамок семьи встречала общественное неприятие. Екатерина II во время своего правления  поставила перед собой цель воспитания нового поколения образованных знатных девушек.

  Толчком к развитию в России женского образования, послужило создание в 1764 г. «Воспитательного общества благородных девиц» (Смольный институт благородных девиц) - привилегированного  женского среднего общеобразовательного учебного заведения закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Целью этого учебного заведения было «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». В 1765 г. при Смольном институте было открыто отделение «для мещанских девиц» (из семей недворянских сословий, кроме крепостных крестьян).  Обучение длилось до исполнения воспитанницам 18 лет.

смольный

 

 общество   История этого учебного заведения отражена в очерке «Императорское Воспитательное общество благородных девиц: 1764–1914» (СПб., 1914-1915), который был подготовлен Н. П. Черепниным к 150-летию привилегированного учебного заведения. В нем представлена история образования женщин дворянского и мещанского сословий, просветительская и благотворительная деятельность российских монархов и императриц. 

  учебные В 1796 г. Смольный институт стал частью Ведомства учреждений  императрицы Марии Федоровны, которое стало заниматься женским образованием в России. Главное направление деятельности Ведомства - воспитание социально незащищенных слоев населения в заведениях закрытого призрения: сиротских и воспитательных домах. В закрытых заведениях Ведомства и существовавших при некоторых из них специальных педагогических курсах, ежегодно обучалось свыше 10 000 девиц разных сословий и вероисповеданий. В Мариинских гимназиях, а их число к концу XIX в. достигало 30, обучение было семилетним. Все курсы, школы и училища для девушек, которые находились под контролем ведомства, давали только среднее образование, больше внимания уделялось нравственному воспитанию. 

мариинская

   Уже упоминаемый выше М.Л. Михайлов, поднял проблему женского образования в статье «Женщины в университете», опубликованной в журнале «Современник» в 1861 г. Анализируя состояние системы образования в России, Михайлов дал неудовлетворительную оценку женским институтам и пансионам, которые являлись препятствием на пути развития общественного сознания, навязывая общие представления о женской неполноценности. Михайлов выступал за изменение современного состояния данной системы, утверждая необходимость установления образования, одинакового для женщин и мужчин на всех уровнях: «Как элементарное, детское воспитание, так и образование в обширном смысле, общее и специальное, должны быть, в существенных условиях своих, одинаковы для обоих полов. Одинаковая забота должна прилагаться к умственному развитию, как мальчика, так и девочки».

   Вместе с расширением возможностей для получения женщиной образования стояла еще одна проблема, требовавшая немедленного решения - это проблема равного доступа женщин ко всем видам общественной деятельности, являющимся привилегией мужчин. Михайлов был убежден в том, что само по себе образование женщины не будет иметь большого значения для общества при отсутствии возможности его приложения. Это означает необходимость предоставления женщине свободы в выборе сферы ее деятельности.

   В 1860 г. женщины стали впервые приходить на университетские лекции. Одной из первых слушательниц Санкт-Петербургского университета стала в 1860 г. Н.И. Корсини. В 1863 г. Министерство народного просвещения отправило в университеты запрос, могут ли они допускать женщин к посещению лекций и экзаменам. Сторонниками женского образования оказались только Харьковский и Киевский университеты. Они предлагали допустить женщин к обучению официально, со всеми правами и обязанностями, а также присваивать им ученую степень. Санкт-Петербургский и Казанский университеты предложили допустить к обучению женщин как вольнослушателей. В 1863 г. вместе с университетским уставом, появился циркуляр Министерства народного просвещения, запрещавший «особам женского пола» посещение университетских лекций. На этом обсуждение закончилось. До начала XX в. женщины в России не могли получить высшее образование. Первая в мире женщина – профессор математики С.В. Ковалевская, получила высшее образование только за границей. Для этого ей пришлось заключить фиктивный брак, так как только с разрешения отца или мужа женщина могла получить загранпаспорт, а ее родители были категорически против дальнейшего обучения дочери.

ковалевская

 краткое

  Для того, чтобы русские женщины не уезжали учиться за границу, правительство осознало, что необходимы другие меры. В 1872 г. профессор В.И. Герье организовал в Москве Высшие женские курсы. В том же году в Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга учредили Особый медицинский курс для образования ученых акушерок. В 1878 г. добились Санкт-Петербурге, открылись частные учебные Высшие женские курсы, с университетским характером преподавания.  В 1907 г. женщин стали принимать в Петербургский политехнический институт наравне с мужчинами. В 1908 г. в Москве был открыт Московский городской народный университет им. А.Л. Шанявского, в котором могли учиться как мужчины, так и женщины. Правда учащиеся не получали диплом о высшем образовании.

женские

   

Участие женщин в революционных событиях

  олимпия Женское революционное движение впервые зародилось во Франции. Первые умеренные протестные настроения женщин проявились в 1789 г., когда королю Людовику XVI была представлена «Петиция женщин третьего сословия», в которой в весьма мрачных красках доказывалась необходимость предпринять шаги для улучшения их быта:  «Ваше величество, мы просим Вас, чтобы мужчины ни под каким предлогом не могли отправлять ремесел, составляющих удел женщин».  В другой петиции представительницы буржуазии требовали пересмотра своих гражданских и политических прав. Первый идеолог феминизма Олимпия де Гуж в «Декларации прав женщины» требовала равноправия для мужчин и женщин: «Женщина рождена свободной и по праву равна мужчине». К этому времени относится появление женских обществ и клубов амазонок. Последние были созданы во время войны с Австрией и ставили своей целью военную помощь национальной гвардии. Это объединение вызвало страх среди мужчин. С 1793 г. женское протестное настроение постепенно сходило на нет. Причины начала женского движения лежали в изменении социального статуса женщины, которое произошло в результате развития новых производственных отношений. 

   Писательница, драматург и переводчица А.Н. Чеботаревская, в культурно-историческом исследовании «Женщина накануне революции 1789 г.» (Пг., 1922), показала события предреволюционной Франции с культурно-бытовой стороны. В книге описан тип женщины XVIII в., её влияние на культуру, когда она «царила» в литературных, философских и политических салонах, а оценки «дам» «способствовали успеху Ж.Ж. Руссо, П.О. Бомарше, П. Мариво» и др., и многие художники были «обязаны своей репутацией женщинам, которые им протежировали».

 

 

чеботарская

 

  женские клубыКнига Марка Вилье «Женские клубы и легионы амазонок» (М., 1912), посвящена истории женского феминистского движения в эпоху Великой Французской революции, революции 1848 г. и Парижской Коммуны. Автор подробно и красочно описывает борьбу женщин за свои политические и социальные права; рассматривает деятельность женских обществ и клубов, их участие в общественной и политической жизни страны. В книге показана важная роль отдельных женских обществ в целом ряде крупных революционных выступлений. 

   Путь большинства женщин в ряды революционного подполья в России проходил через борьбу за женское равноправие, когда женщины постепенно освобождались из-под опеки семьи. Участие женщин в революционном движении становится широким явлением со второй половины 60-х годов XIX в. Реформа 1861 г. изменила весь экономический строй русской жизни, ее результатом стало массовое разорение мелких и средних помещичьих хозяйств. Такие дворянские семьи перебирались в города, где их стали называть «помещичьим пролетариатом». 

перовская  Сложность в получении образования, психологическая готовность к восприятию новых идей вследствие отрицания старых, сочувствие к угнетенным классам, борьба за равные права и возможности, все это способствовало появлению женщин-революционерок. Одной из наиболее известных представительниц этого класса была С.Л. Перовская. Дочь государственного деятеля, училась на Аларчинских женских курсах, ушла из дома в 17 лет, согласившись вернуться только при условии получения паспорта, в 1871 г. добилась получения сертификата о получении знаний в объёме мужской гимназии. С 1872 г. Перовская участвовала в хождении в народ, проходила по процессу 193-х. С 1879 г. член революционной организации «Народная воля», Перовская руководила наблюдательным отрядом при покушении на Александра II 1 марта 1881 г. Была казнена в апреле 1881 г. 

 браун лилиВ работе «Женщина и политика» (СПб., 1905), немецкая писательница, социалистка и феминистка Лили Браун выступала за равноправие женщин с мужчинами, их экономическую свободу и равные политические права. Противники политического равноправия женщин в начале XX в. отмечали, что, вступая в активную общественную жизнь, женщина перестает быть матерью, а борьба за политические права сильно действует на психику и отрицательно сказывается на атмосфере в семье. Браун пишет, что общественная мораль осуждает вступление женщины на арену общественной и политической жизни в то время, как она, будучи работницей и служащей, на протяжении всего XIX в. принимала участие в общественной жизни. Браун считала, что главная обязанность каждой женщины – научиться понимать и мыслить, а содействовать в просвещении жены должен ее муж, это является его политической обязанностью. Именно мать «забрасывает семена развития в сердце и дух ребенка. … Свободные, сильные, самостоятельные женщины воспитывают свободных, сильных, смелых людей».  

  Новая волна женского движения в России началась в 1905 году во время первой революции, которая ставила своей целью борьбу за уравнение прав женщин всех социальных слоёв наравне с мужчинами, предоставление им равных политических и гражданских прав во всех областях жизни, допущение во все области общественной и служебной деятельности, совместное обучение женщин и мужчин. В 1906 г. в Великом княжестве Финляндском, входящем в состав Российской империи, женщины впервые в Европе получили право голоса. В 1906 г. в стране появился избираемый населением высший законодательный орган - Государственная Дума. Все подданные Российской империи получили полный набор гражданских свобод: свободу слова, печати, собраний и союзов. На этом фоне возрос интерес  к вопросу женского равноправия. Юристы, критически оценивая статьи Свода законов Российской империи, определявших наследственные права женщин, их положение в семье и браке, выдвигали предложения по подготовке нового гражданского уложения.  

 закон 12 марта 1914 г. Государственной думой был принят Закон «О некоторых изменениях и дополнениях действующих узаконений о личных и имущественных правах замужних женщин и об отношениях супругов между собой и к детям». Закон  улучшил правовое положение замужних женщин, которым предоставлялось право отклонять требования мужей о совместной жизни, если она «представляется невыносимой», свободно обязываться векселями, без согласия мужа получать отдельный вид на жительство. Замужние женщины, проживавшие отдельно от своих мужей, по этому закону могли не спрашивать их разрешения при найме на службу, а также и при поступлении в учебные заведения. 

   В конце XIX-нач. XX вв. набирает популярность суфражизм - женское движение за предоставление женщинам избирательного права, зародившееся в Англии. В борьбе за свои права, суфражистки применяли ненасильственные методы гражданского неповиновения: устраивали демонстрации, садились на рельсы, приковывали себя к воротам, стояли на улицах с плакатами.

   Наиболее заметными представительницами революционных настроений в Европе были Клара Цеткин и Роза Люксембург, с именами которых связывают праздник 8 марта. Цеткин стоявшая у истоков основания Коммунистической партии Германии, боролась за права женщин. В своих выступлениях она подчеркнула, что женщина должна иметь право на труд, благодаря которому получит финансовую независимость, и избежит гнета мужчины. Цеткин требовала одинаковую зарплату для мужчин и женщин, возможность женщинам участвовать в выборах, предоставить женщине право на развод и аборт.

  Роза Люксембург - теоретик революционного марксизма, возглавляла левое течение Социал-демократической партии Германии. В книге «Социальная реформа или революция?» (СПб., 1907) Люксембург подчеркивала противоречивую сущность явлений капитализма, считала неприемлемой теорию эволюционного врастания капитализма в социализм путем реформ. Революцию она понимала как стихийный взрыв масс, в которой руководство социал-демократической партии играет незначительную роль. В 1910 г. на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта. Это прозвучало как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие полов.

цеткин

 

Роль женщины в советском обществе 20-40-х годов

  соколов После Октябрьской революции 1917 г., большевики начали реформирование всей системы социальных отношений, в том числе гендерных. Первопричиной этого, стало желание большевиков уравнять женщин в правах с мужчинами и окончательно решить так называемый женский вопрос. В этом контексте началась активная пропаганда идеи массового включения женщин в производство при полном уравнивании в правах с мужчинами. Уже в 1918 г. женщины Советской России могли свободно выбирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак, а также получили право на равную оплату за равный с мужчинами труд.   

   Законодательное закрепление равенства российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было осуществлено в Конституции СССР, принятой в 1936 г.

   В годы Великой Отечественной войны, миллионы советских женщин заменили в народном хозяйстве ушедших на фронт мужчин. Более 1 млн. колхозниц овладело профессиями трактористов, комбайнеров, механиков, свыше 200 тыс. стали бригадирами и председателями колхозов. Свыше 1 млн. женщин приняло непосредственное участие в боях с фашистскими захватчиками на фронте и в партизанских отрядах. Женщины рыли окопы, строили оборонительные сооружения. Этот трудовой подвиг нашел отражение в литературе военного времени.

   женщины вС первых дней войны в военкоматы и учреждения Красного креста приходили женщины, просившие отправить их на фронт. В силу ряда обстоятельств, не все обращения были удовлетворены, но многие получили возможность попасть в Красную армию. В книгах К.Т. Свердловой «Советские женщины в Отечественной войне» и К.И. Николаевой «Женщины в боях за коммунизм» освещается вклад женщин в победу над врагом на поле боя. В этих работах приводятся примеры героического поведения медсестер, выносивших на себе раненых бойцов, женщин, ушедших в партизанские отряды и наравне с мужчинами сражавшихся с фашистами, подвиг Зои Космодемьянской, первой среди женщин получившей звание Героя Советского Союза. 

   7 сентября 1941 в Москве проходил Первый Антифашистский женский митинг, на котором было принято обращение «К женщинам всего мира!», призывавшее к всеобщей борьбе с фашизмом и созданию единого фронта против гитлеризма. На митинге в Колонном зале выступали: герои Советского союза, летчицы В.С. Гризодубова и М.М. Раскова, народная  артистка СССР В.В. Барсова и многие другие. Это событие послужило поводом к созданию Антифашистского комитета советских женщин. Об этом повествует книга «Женщины всего мира – на борьбу против фашизма!». 10 мая 1942 был проведён Всесоюзный митинг женщин — участниц Отечественной войны (2-й Антифашистский женский митинг), на котором было принято обращение «К женщинам всего мира». Среди выступавших были: академик Л.С. Штерн, скульптор В.И. Мухина, писательница и поэтесса В.М. Ибнер, Л.Т. Космодемьянская, (мать героя Советского Союза Зои Космодемьянской), участница обороны Севастополя А. Федоринчик и многие другие. Эти и другие выступления представлены в книге «Советские женщины в Отечественной войне». В апреле 1943 г. в Москве прошел еще один всесоюзный митинг, в котором приняли участие женщины-матери и жены фронтовиков. Участницы митинга рассказывали о своем опыте работы на заводах, в сельском хозяйстве, на речном транспорте, о помощи семьям фронтовиков, оказавшихся в трудном положении и пообещали и дальше с честью выполнять все возложенные на их плечи задачи. 

 

     женщины всего мира                                       сов женщины в

                     

   9 июля 1941 года была подписана к печати работа В.И. Некрасова "Женщины, на тракторы и комбайны!", в которой автор рассказывал о том, как тысячи женщин откликнулись на лозунг «Все для фронта! Все для победы!» и начали осваивать новые профессии трактористок и комбайнерок. Я.И. Шур в работе 1941 года "Женщины, на трудовой фронт!" призывал женщин приходить на заводы и занимать места мужчин. Только во второй половине 1941 года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек и школьников. 

           на тракторы                                          на трудовой фронт

 

   мы победимКак правило, книги, изданные в годы войны, имели небольшой формат и скромное оформление. В 1943 г. выходит роскошно изданный художественный альбом, посвященный вкладу советских женщин в победу над фашизмом «Мы победим!: Советская женщина в Отечественной войне». В альбоме показана важнейшая роль женщин в жизни страны в военное время. На хрупкие плечи советских женщин легли строительство оборонительных укреплений, работа в сельском хозяйстве и на заводах, участие в боевых действиях. Женщины освоили профессии летчиц, снайперов, радисток, военных врачей и медсестер. Книга снабжена большим количеством фотоматериалов, иллюстрирующих работу женщин в тылу и на фронте. В книге показываются конкретные люди, осваивавшие в кратчайшие сроки новые профессии. В альбоме представлены фотографии женщин, награжденных орденами за боевые заслуги.  Для соблюдения секретности в условиях войны, снимки сделанные на фронте, месторасположение военных заводов, эпизоды труда на показанные на фотографиях, шифровались или не указывались. В альбоме использованы фотоматериалы, сделанные фотографом А. В. Хлебниковым, во время войны служившем в санитарных частях Наркомздрава СССР.   

                 сов женщина         сов женщина                                                                                                                                                                                                               

 

Литература, представленная на выставке