У входа в читальный зал Научной библиотеки открылась книжная выставка: «Воспитание души: к 100-летию со дня рождения Ю.М. Лотмана». На выставке экспонируются произведения известного ученого, филолога, литературоведа, культуролога, создателя семиотической школы Юрия Михайловича Лотмана. Также на выставке представлены книги, посвященные изучению творческого пути ученого, переписка Лотмана с его коллегами; произведения представителей Московско-тартуской семиотической школы.
В область научных интересов Ю.М. Лотмана входили: семиотика, культурология, история русской литературы XVIII–XIX вв., методология науки, структуральная поэтика, теория литературы.
Лотман был одним из первых разработчиков структурно-семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке, основоположником Московско-тартуской семиотической школы, возникшей в Тарту 60-е годы. В основе структурно-семиотической теории лежало представление о культуре как системе знаков. В своем учении Лотман пытался совместить лингвистику и математику, выявить в культуре универсальный код. Работы Лотмана, при всей сложности стоявшей перед ним задачи, отличали простые и логичные тексты.
Многим читателям Ю.М. Лотман знаком, прежде всего, как исследователь творчества А. С. Пушкина. Лотманом были написаны биография поэта «Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя. Пособие для учащихся» и комментарии к роману «Евгений Онегин». В «Комментарии» входят общие статьи, раскрывающие особенности дворянского быта пушкинской эпохи, историю создания романа и его хронологию, а также два типа пояснений: одни объясняют смысл архаичных слов и явлений, другие - анализируют особенности структуры произведения, своеобразие авторской позиции и логику становления характеров персонажей. В главе «Очерк дворянского быта онегинской поры», Лотман, опираясь на обширный материал, показывает устройство дворянского хозяйства, воспитание девушек, интерьер помещичьего дома, быт в столице и провинции. Лотман раскрывает сущность бала как особого культурного ритуала, организовывавшего дворянскую жизнь той эпохи. Цель этого раздела книги - ввести читателя в мир пушкинских героев, раскрыть его изнутри. Весь этот материал тесно связывается с духовным миром, нравственными, идейными представлениями. Эта книга помогала учителям-словесникам подробно раскрыть образы пушкинского произведения. Биография поэта была напечатана тиражом 1 миллион экземпляров, а комментарии - 500 тыс. В 1993 г. Лотман стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина.
Особое место в творчестве Лотмана занимало изучение жизни и трудов придворного историографа Николая Михайловича Карамзина, которому он посвятил почти всю свою творческую жизнь. Первые исследовательские работы о Карамзине Лотман написал еще в студенческие годы. Книга «Сотворение Карамзина» стала итогом многолетнего изучения материалов, раскрывающих жизнь и произведения историка. По определению Б.Ф. Егорова, Лотману удалось создать биографию души, раскрыть внутренний пафос исканий писателя. В то же время в этой книге биография Карамзина во многом оставлена за текстом, это связано с тем, что он не вел дневников, его переписка невелика, а официальных документов о событиях его жизни тоже почти нет. Поэтому Лотман был вынужден искать новые источники. Творческий путь писателя Лотман органично вписал в русскую и европейскую историю, в атмосферу общественной жизни конца XVIII – начала XIX вв. Название книги Лотман позаимствовал у П. Я. Чаадаева, писавшего в 1830-х гг. в письме к А. И. Тургеневу, что Карамзин - талантливый человек, который «сотворил себя писателем». Смысл книги — в показе исторической значительности морального «самосотворения». Лотман заново открыл Карамзина, пересмотрев устоявшиеся оценки его роли в историко-литературном процессе.
Также Лотман изучал жизнь и творчество писателей и общественных деятелей начала XIX в., принадлежавших к преддекабристским поколениям: А. Ф. Мерзляков, В. Г. Анастасевич, Андрей Тургенев, Андрей Кайсаров, кн. П. А. Вяземский и др. В их мировоззрении исследователь прослеживал просветительские традиции XVIII века, раскрывал сложное, противоречивое соотношение дворянского и разночинно-демократического самосознания.
Широкой публике Лотман стал известен после цикла популярных передач «Беседы о русской культуре», записанных в 1986-1991 гг., и транслировавшихся по телевидению. Эти лекций легли в основу одноименной работы, посвященной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX века. Исследование построено в форме разговора, но его реальное содержание несколько уже, чем обещает название, пояснял Лотман. По мнению автора, «всякая культура многослойна», в том числе русская культура, включающая в себя культуру русского крестьянства, русского духовенства, купеческую и мещанскую культуры и т. д. Лотман останавливается на культуре и быте русского дворянства, объясняя это тем, что всё, что не охвачено этнографией, то есть каждодневная жизнь той сферы, в которой жили А.С. Пушкин, декабристы, приобрело со временем негативный оттенок, так как в массовом сознании эпитет «дворянский» вызывал образ «эксплуататора». «Но при этом забывалось, - пишет Лотман, - что та великая русская культура, которая стала национальной культурой и дала Фонвизина и Державина, Радищева и Новикова, Пушкина и декабристов, Лермонтова и Чаадаева и которая составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева, была дворянской культурой». К сожалению, эта книга вышла уже после смерти автора.
Один из разделов выставки посвящен трудам представителей Московско-тартуской семиотической школы. В нее входили ученые из Тартуского университета, Москвы, Еревана, Риги и Вильнюса. Они занимались изучением проблем языка и культуры, представляющей собой знаковую систему, состоящую из «бинарных оппозиций» и содержащую «универсальный код». Одним из основателей школы был Лотман. На выставке представлены работы представителей школы: В.В. Иванова, В.Н. Топорова, М.Л. Гаспарова, Е.М. Мелетинского, Е.В. Падучевой и С.Ю. Неклюдова, в дальнейшем работавших в РГГУ.

Юрий Михайлович увлекался рисованием и часто писал автопортреты и дружеские шаржы. На выставке представлено несколько рисунков Лотмана. На основе одной из зарисовок Лотмана, скульптор М. Кармин и архитектор А. Лунге создали необычный памятник ученому, установленный перед библиотекой Тартуского университета.
Произведения Ю.М. Лотмана, представленные на выставке
Литература о Ю.М. Лотмане, представленная на выставке