
Федорова Людмила Львовна.
Москва : РГГУ, 2020. - 287 с. : ил.
ISBN 978-5-7281-2891-5
Книга является результатом многолетней практики преподавания автором ряда лингвистических дисциплин, прежде всего курсов по истории и теории письма. В нее включены
материалы авторских задач с обширными лингвистическими и культурологическими комментариями, которые помогают понять место рассматриваемых явлений в лингвистической
проблематике. Кроме того, в книгу включены задачи по русскому языку для школьников и для иностранцев, изучающих русский язык. В последнем разделе даются теоретические сведения по истории и методам дешифровки.
Книга служит популяризации научных лингвистических знаний и продолжает традицию изданий, девизом которой стало «языкознание для всех»; она будет интересна лингвистам разного профиля, а также историкам, культурологам, преподавателям-словесникам и всем интересующимся проблемами языка в широком культурно-историческом контексте.
Книга доступна:
- в читальном зале РГГУ
- для заказа на научный абонемент РГГУ
Содержание:
Предисловие
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОЗАИКА
I. Путешествия во времени и пространстве
Идеографическое письмо
Приёмы идеографии
Задача-шутка «На распутье»
Система пазиграфии «Пикто»
Задача «Пикто »
Простая китайская идеография
Задача «Стая птиц»
Идеография в числовых системах
Задача «Сравнение числовых записей майя и клинописи»
Словесно-слоговое письмо
Аккадская клииопись
Задача «Ашшур и Ниневия»
Египетская иероглифика
Задача «Пирамида Хеопса»
Задача «Душа раба»
Задача «Чары рабынь»
Задача «Дом, который построил Джек»
Критское линейное письмо Б
Задача «Кубок и чаша»
Проблема точности письма
Квадратное еврейское письмо
Задача «Библейские имена»
Орфография майя
Задача «Кетцаль»
Корейское письмо
Задача «Холодные росы»
Алфавит в системах криптографии
Задача «Имя Цезаря»
Задача-шутка «Поросячья латынь»
Задача-шутка «Тарабарская азбука»
II. Приключения со словами
Голландские, но такие знакомые
Задача «Чёрный тюльпан»
Венгерские сюжеты
Задача «Чёрный перец»
Задача «Венгерская карта»
Греческие премудрости
Задача «Кто есть кто?»
Задача « Что есть что?»
В гостях в Армении
Задача «Азат Айастан»
Арабески
Задача «Новый Алькасар»
Мир ацтеков
Задача «Почтенный индюк»
Путешествуя по Словакии
Задача «Садимся в поезд»
Задача «Словацкийразговорник»
Болгарская кухня
Задача «Три прасенца»
Польские уроки
Задача «Польская грамматика»
Задача «Уроки чтения: Чем бы дитя ни тешилось...»
III. Русский язык: родной - и удивительный
Фразеология и фольклор
Лексика и семантика
Смотри в корень: этимология, состав слова, словообразования
Грамматика
Фонетика и графика
Орфография и пунктуация
IV. Русский язык: иностранный - и странный
Речевой этикет
Фразеология и фольклор
Лексика и семантика
Грамматика и фонетика
V. Лингвистический калейдоскоп
РЕШЕНИЯ и КОММЕНТАРИИ
I. Путешествия во времени и пространстве
II. Путешествия во времени и пространстве
III. Русский язык: родной - и удивительный
IV. Русский язык: иностранный - и странный
V. Лингвистический калейдоскоп
ЗАГАДОЧНЫЕ ПИСЬМЕНА: о методах лингвистической дешифровки
1. Следы исчезнувших культур
2. Как это делается: подготовка к дешифровке
Анализ внешней формы письма
Определение внутренней формы письма
3. Как это делается: собственно дешифровка
Билингва - ключ к дешифровке
Расстояние единственности
Гетерограммы - свои среди чужих, чужие среди своих
Открытие хеттов: возможности этимологического метода
4. Структурно-комбинаторные методы
Дешифровка угаритской письменности
Алгоритм Шеворошкина - Сухотина
Алгоритм Хэрриса
Критское линейное письмо Б
Координатная сетка Алисы Кобер
Дешифровка письменности майя: метод позиционной статистики
5. На пути к общей теории
Примечания
Основная рубрика: Филология>Языкознание