Библиотека в вопросах и ответах

 

Быстрый переход:

Общие вопросы
Заказ и выдача литературы
Личный кабинет
Продление сроков выдачи литературы
Электронно-библиотечные ресурсы
Сервисы библиотеки


 

Общие вопросы

Как записаться в библиотеку?

Для записи надо прийти на абонемент библиотеки по месту размещения факультета (РГГУ, ИАИ, ИИНТБ), имея при себе студенческий билет или другой документ, подтверждающий прикрепление к РГГУ, и заполнить Заявление о записи в ИК "Научная библиотека", которое можно получить на абонементе или скачать с сайта библиотеки (Перейти к документам).

Подписав Договор Вы соглашаетесь с Правилами пользования библиотекой

Ваши данные будут введены в нашу базу, а на студенческий билет наклеен штрих-код, который будет соответствовать номеру Вашего читательского билета. Также при записи Вы получаете пароль для доступа к электронным ресурсам библиотеки.
Расположение абонемента в РГГУ и ИАИ Вы можете посмотреть в нашем путеводителе по библиотеке.

Чтобы открыть абонемент в библиотеке и получать книги на дом, необходимо подписать Договор об обслуживании пользователей (читателей) в Информационном комплексе РГГУ «Научная библиотека». (Перейти к документам)

 

Как работает библиотека?

На сайте библиотеки есть подробный график работы подразделений. Выходной день – воскресенье. Праздничные выходные дни – согласно производственному календарю. Каждая третья пятница месяца, за редкими исключениями, - санитарный день (библиотека не работает). Информация об изменениях в графике работы публикуется на сайте библиотеки.

 

Можно ли сдать книгу за другого человека?

Да, книги имеют свой индивидуальный штрих-код и будут сняты с нужного читательского билета.

 

Что делать, если читательский билет (штрих-код) был утерян или цифры с него нечитабельны?

Для замены штрих-кода нужно обратиться на абонемент, потерявший вид штрих-код сразу сменят на новый. За утерю предусмотрен штраф в размере 20 рублей.

Если Вам нужно заказать книги, а номер со штрих-кода невозможно прочесть, Вы можете написать личное сообщение нашему администратору группы библиотеки В_Контакте, указав Ваши имя, фамилию и отчество. По ним Вас найдут в базе и вышлют номер.

 

Можно ли получить книги, зная номер читательского билета?

Во избежание ситуаций, когда кто-то забрал не свои книги, для получения литературы необходимо предъявить читательский билет. Для Вашего удобства его вклеивают в Ваш студенческий билет, который является также пропуском на территорию университета и всегда с Вами.

 

Можно ли, после смены фамилии, поменять её в читательской карточке?

Да, если Вы учитесь под новой фамилией, необходимо поменять и читательский билет, чтобы избежать трудностей при подписании обходного листа. Чтобы внести изменения в карточку читателя, нужно обратиться на абонемент.

 

Можно отдать свои книги библиотеке?

На абонементе в главном здании РГГУ есть специальный стол, где Вы можете оставить свои книги, а другие учащиеся их забрать.

 

Работает ли библиотека летом?

Работают только читальные залы РГГУ и ИАИ. Летнее расписание может меняться и режим работы необходимо уточнять на сайте.

 

Можно ли оставить полученные книги на лето?

Нет, всю литературу необходимо вернуть в фонд в конце учебного года.

 

Можно ли получить книги в ИАИ, если студент РГГУ?

Да, студенты любого из подразделений могут пользоваться всеми подразделениями библиотеки, требуется только открыть необходимый пункт книговыдачи. Это могут сделать на абонементе.

 

Могут ли соискатели пользоваться библиотекой?

Соискатели могут пользоваться читальным залом и электронными ресурсами.

 

Как получить доступ в интернет с компьютеров читального зала?

Компьютерами можно воспользоваться, обратившись к дежурному сотруднику зала. Вам потребуется предъявить студенческий билет и, если на Вашей читательской карточке нет штрафа за задержку литературы, Вам предоставят доступ.

 


 

Заказ и выдача литературы

 

Как можно заказать книги из дома?

Это можно сделать через электронный каталог. На сайте есть небольшая инструкция по его использованию.

 

Мне нужна статья, как заказать журнал с ней, если нет кнопки «Отобрать для заказа»?

Для этого требуется нажать на «Источник», откроется карточка журнала, который содержит статью, где будет доступна операция «Отобрать для заказа».

Пример

Сколько книг можно заказывать?

Единовременно можно заказать до 5 книг. На читательском билете можно иметь не больше 10 книг научного абонемента, 10 книг читального зала и 15 книг учебного. Если отобрано больше пяти книг, то заказ будет выполнен на первые пять книг из списка отобранной литературы. 

-

 

Можно ли отменить заказанные книги?

После того, как Вы нажмёте кнопку заказать, самостоятельно отменить заказ нельзя. Можно обратиться к сотруднику пункта, на который были заказаны книги, и попросить их снять. Если в течение трёх дней Вы не сможете за ними прийти, то книги будут возвращены в книгохранение автоматически.

 

Как узнать, где можно забрать заказанную книгу?

При отборе литературы для заказа место, куда заказаны книги, обозначено в колонке «ПК» - пункт книговыдачи. 

Пункты книговыдачи

 

АБу - это абонемент учебной литературы (книги выдают на 1 семестр).

АБн - это абонемент научной литературы (книги выдают 14 дней).

Ч/З - читальный зал, книгу не нужно заказывать, она находится в зале в открытом доступе.

Ч/З к/х - заказ книги из книгохранения в читальный зал. 

ЧЗППС - читальный зал для преподавателей и аспирантов.

ЧЗППС-КИ - книгу не нужно заказывать, для доступа к изданию обратитесь в кабинет 317 (с 10 до 18 часов).

Медиа - читальный зал №2.

ОРК - отдел редких книг, заказ на книги заполняется в самом отделе вручную.

ИВГИ - отдельная коллекция, с книгами можно работать в читальном зале ИВГИ, кабинет 171, режим работы по будним дням с 11:00 до 18:00.

 

Как правило, студентам доступны все указанные пункты книговыдачи, кроме Депозитария и ЧЗППС.

Для заказа книг на абонемент необходимо заключить "Договор об обслуживании пользователей (читателей) в Информационном комплексе РГГУ «Научная библиотека»". (Перейти к документам)

Аббревиатуры РГГУ, ИАИ, ФЗИ после названия пункта книговыдачи указывают на место размещения абонемента, читального зала и пр.

Об отделах библиотеки и их расположении можно почитать подробнее в нашем путеводителе по библиотеке.
 

Как узнать, что уже можно забрать книгу?

В личном кабинете, во вкладке «Заказанные книги» состояние книги изменится на «Отправлено на бронеполку».

 

Сколько дней книги будут храниться на бронеполке?

Книги хранятся на бронеполке три дня со дня заказа (или последнего обращения к книге в читальном зале).

 

Что делать, если из-за форс-мажорных обстоятельств я не могу забрать книгу вовремя?

Вы можете позвонить на пункт книговыдачи и попросить не возвращать Ваш заказ в книгохранение.

 

Что делать, если каталог пишет, что «Данный пункт книговыдачи не доступен читателю»?

Проверьте по таблице доступные для Вас пункты книговыдачи. Если Вам не удаётся заказать литературу на тот пункт, который должен быть открыт для Вас, то обратитесь на абонемент или к администратору группы библиотеки В_Контакте.

Для заказа книг на абонемент необходимо заключить "Договор об обслуживании пользователей (читателей) в Информационном комплексе РГГУ «Научная библиотека»". (Перейти к документам)

Категория читателя

АБн

АБу

Ч/З

 

 

 

медиатека

ППС штатный

+

+

+

ППС совместитель

--

+

+

ППС региональный

--

-

+

Аспирант-очник

+

+

+

Аспирант-заочник

-

-

+

Аспирант-соискатель

-

-

+

Студент д/о

+

+

+

Студент в/о

+

+

+

Студент з/о

-

+

+

Заочники-журналисты

-

+

+

Заочники-философы

-

+

+

Студент лицея

-

-

+

Студент колледжа

-

+

+

Студент региональный

-

-

+

Стажер иностранный (до 3 мес.)

-

-

+

Стажер иностранный (3 мес. и

+

+

+

дольше)

 

 

 

Сотрудник

+

+

+

Студент дистанционного обучения

-

+

+

Слушатель ФПК

-

-

+

Помимо пунктов книговыдачи, приведённых в таблице, преподаватели и аспиранты могут пользоваться Читальным залом для преподавателей (Ч3 ППС).

Все читатели могут пользоваться Отделом редких книг (ОРК), заказ на книги заполняется в самом отделе вручную.

 

Что значит «Нет свободных экземпляров»?

Если все экземпляры издания разобрали, то у пункта книговыдачи будет обозначено «Последний экземпляр не выдается», а издание будет доступно только для заказа из книгохранения в читальный зал (Ч/З к/х). «Нет свободных экземпляров» - это статус книг, которые уже находятся на полках в свободном доступе, и за книгой можно сразу приходить в читальный зал. Посмотреть расположение стеллажей по рубрикам можно на этой странице.

 

Почему электронный каталог не принимает мой заказ, хотя я записан в библиотеку?

Это возможно потому, что:

  • Вы не были в библиотеке в этом году и не прошли перерегистрацию;
  • У Вас не открыт абонемент именно на том пункте выдачи, на котором можно получить это издание;
  • У Вас задолженность по срокам пользования литературой.

Вам нужно зайти на абонемент и попросить перерегистрировать Ваш читательский билет или открыть нужный пункт выдачи. А если у Вас задолженность, то ее надо погасить.

 

Можно ли аспирантам брать книги из абонемента учебной или научной литературы?

Аспиранты очной формы обучения могут пользоваться любым абонементом, аспиранты заочного отделения и аспиранты-соискатели могут пользоваться только читальным залом.

Для заказа книг на абонемент необходимо заключить "Договор об обслуживании пользователей (читателей) в Информационном комплексе РГГУ «Научная библиотека»". (Перейти к документам)

 

Можно ли студентам, обучающимся заочно, брать книги из абонемента учебной или научной литературы?

Студенты заочной формы обучения могут пользоваться читальным залом, а также получать книги учебного абонемента (АБу). Для студентов факультета философии и факультета журналистики, обучающихся заочно, есть возможность открыть абонемент научной литературы (АБн).

Для заказа книг на абонемент необходимо заключить "Договор об обслуживании пользователей (читателей) в Информационном комплексе РГГУ «Научная библиотека»". (Перейти к документам)

 

Как получить доступ к необходимой литературе, если она есть только в главном каталоге (а не в электронной библиотеке), а обучение дистанционное?

Студенты дистанционного обучения могут записаться в библиотеку и заказывать литературу на учебный абонемент (выдаётся на семестр). Помимо этого библиотека работает с рядом электронно-библиотечных систем, предоставляющих учебную и научную литературу. После записи в библиотеку можно пользоваться этими ресурсами, используя пароль, выданный на абонементе. Подробнее в разделе Ресурсы.

 

Что такое ВКР в выборе каталога?

Это формирующаяся база данных библиографических описаний выпускных квалификационных работ после 2016 года. Полные тексты для чтения не доступны (при нажатии на ссылку появится окно ошибки), но можно ознакомиться с темами дипломов интересующей Вас кафедры.
Информация о работах до 2016 года отображается в главном каталоге.

 

Где можно ознакомиться с дипломными работами студентов РГГУ?

Дипломные работы читателям не выдаются, полные тексты в электронном каталоге к чтению не доступны. Библиографическая информация о работах содержится в главном каталоге и в каталоге ВКР.

 

Как можно получить для чтения диссертации?

Диссертации доступны для чтения в читальном зале (необходимо заполнить бумажное требование).

 


 

Личный кабинет

 

Как посмотреть список книг, который у меня на руках?

Это можно сделать через сайт библиотеки (необходимо зайти во вкладку «Электронный каталог» и в правом верхнем углу нажать «Войти», после авторизации появится блок «Личный кабинет», список книг можно посмотреть во вкладке «Выданные книги»).

 

Можно ли посмотреть онлайн до которого числа выданы книги?

Да, во вкладке «Выданные книги» обозначена дата возврата литературы.

срок возврата

 

У меня не отображается выбор каталога и личный кабинет, что делать?

Эта ошибка может возникать при работе через Internet Explorer. Для её решения Вам нужно отключить режим совместимости. В старых версиях браузера для этого нужно зайти в "Сервис" и снять галочку с "Представление совместимости", после этого окно должно появиться.

В новых версиях браузера нужно нажать на иконку, похожую на порванный пополам лист бумаги.

Отключение режима представления совместимости

 


 

Продление сроков выдачи литературы

 

Как можно продлить срок пользования литературой?

Для продления книг с абонемента надо прийти на абонемент в РГГУ или ИАИ. Сотрудник абонемента, при возможности, продлит срок пользования еще на 14 дней или семестр (в зависимости от того, из учебного или научного фонда книга).

Книги из читального зала продлить нельзя, но, при необходимости, их можно получить повторно.

Студенты вечерней и заочной форм обучения, студенты-пятикурсники дневной формы обучения и преподаватели могут продлить срок пользования литературой по телефону, позвонив на тот пункт книговыдачи, где издания были получены.

 

Как продлить книги онлайн?

Это можно сделать через социальную сеть В_Контакте. Для этого нужно отправить личное сообщение на специально созданную страницу. Необходимо обязательно указать свой номер читательского билета и фамилию (если она отличается от фамилии в профиле VK). Обращаем Ваше внимание на то, что книги из читального зала и медиатеки удалённо не продлевают! Также нельзя продлить книги, полученные в прошлом учебном году. 

 

Сколько раз можно продлить книги?

Срок пользования литературой АБн составляет 14 дней, переносить его можно два раза ещё по 14 дней, таким образом, книга не должна находиться у читателя более 42-х дней. 

Литературу из учебного фонда, полученную в первом семестре, можно продлить на второй семестр.

Книги из читального зала не продлевают.

Не забывайте, что не сданных книг, которые могут быть Вам уже не нужны, может очень не хватать какому-нибудь другому студенту. Если издание Вам необходимо для работы, Вы можете его перезаказать.

 

Что будет, если не продлевать срок выдачи книг?

Будет приостановлен срок действия читательского билета – закрыт заказ книг и возможность пользоваться компьютерами читального зала. При выпуске из университета для получения диплома необходимо подписать обходной лист, в том числе и на абонементе библиотеки. Для получения подписи необходимо сдать все книги.

 

Можно ли продлить книги, срок выдачи которых уже истёк?

Да, это позволит разблокировать читательский билет.

 

Рассылка-предупреждение об окончании срока выдачи литературы не приходит совсем, с чем это может быть связано?

Если Вам совсем не приходят письма, то нужно уточнить, подписаны ли Вы на рассылку, это можно сделать в личном кабинете читателя. Если  галочка в строке "Уведомлять о сроках сдачи литературы" стоит, но письма не приходит, необходимо проверить заполнена ли графа «e-mail» в Вашей карточке читателя и корректный ли там адрес. Это можно сделать на любом пункте книговыдачи или через сообщение нашему администратору группы библиотеки В_Контакте.

Рассылка служит лишь вспомогательным средством для контроля сроков выдачи. Вы всегда можете уточнить срок выдачи литературы в своём Личном кабинете.

 


Электронно-библиотечные ресурсы

 

 

Что такое пароль к электронным библиотечным ресурсам?

Библиотека имеет доступ ко множеству электронных ресурсов, таких как электронно-библиотечные системы и профессиональные базы данных. Каждый читатель при записи в библиотеку на год получает индивидуальный пароль для доступа к ним. Узнать его можно у библиотекаря или обратившись к администратору группы библиотеки В_Контакте.

Можно ли получить пароль онлайн?

Можно, написав в личном сообщении нашему администратору группы библиотеки В_Контакте номер своего читательского билета (штрих-кода).

 

Как восстановить пароль, если он утерян?

Его можно узнать у дежурного читального зала, сотрудника абонемента или обратившись к администратору группы библиотеки В_Контакте.

 

Можно ли поменять пароль?

На сайте запущена бета-версия личного кабинета http://liber.rsuh.ru/ru/personal в котором можно сменить пароль. Подробнее о личном кабинете.

 

База не принимает мой пароль, что делать?

Раз в год пароли обновляют, возможно, Вы вводите устаревший пароль, тогда можно обратиться к дежурному читального зала, сотруднику абонемента или администратору группы библиотеки В_Контакте, и Вам сообщат Ваш новый пароль.

Иногда ошибка возникает при копировании пароля, тогда можно ввести пароль вручную или сбросить форматирование текста, скопировав пароль, например, в адресную строку браузера и копируя оттуда.

 

Почему в некоторых базах данных на сайте библиотеки есть и "вход", и "авторизация", а у некоторых только вход?

Базы, где указано "Вход", доступны с компьютеров библиотеки (по IP-адресам).

Если доступна "Авторизация" – с базой можно работать с любого компьютера при наличии пароля к электронным ресурсам.

 

Из баз можно скачивать любой объём данных?

Нет, можно скачать не более 50 МБ суммарно.

 


 

Сервисы библиотеки

 

Можно ли заказать подбор литературы по теме для курсовой или диплома?

Да, в отделе платных услуг Вы можете заполнить бланк, где нужно указать тему работы, примерное количество книг, которые Вы хотите найти, контактный телефон и внести 50% предоплаты. Потом заявку передадут в отдел, который занимается подбором. После чего с Вами свяжутся по телефону для уточнения. После получения списка нужно оплатить оставшуюся часть суммы.

Вы также можете подобрать литературу по своей теме, придя в читальный зал и обратившись к дежурному библиотекарю. Подбор литературы с Вашим участием и помощью дежурного библиотекаря – бесплатная услуга.

 

Можно ли отсканировать или каким-либо другим образом перекопировать несколько страниц из книг читального зала?

Любую книгу читального зала на срок от 1 до 3 дней можно взять на дом, а затем снять копии удобным Вам способом. Например, в отделе платных услуг. В РГГУ он находится на том же этаже, где читальный зал (по правую руку от лестниц), комната 623. В ИАИ этот отдел находится в самом читальном зале. Прайс можно посмотреть на странице отдела.

 

Есть ли в Библиотеки такая услуга, как оформление работы по ГОСТу?

Да, в отделе платных услуг можно заказать оформление сносок и списка литературы по ГОСТ. С прайсом и другими услугами можно ознакомиться на странице отдела.