Правила пользования библиотекой

Читатели библиотеки и их права


1. Право пользования Научной библиотекой РГГУ имеют студенты всех форм обучения, преподаватели, научные работники, аспиранты, докторанты, стажеры, учащиеся лицея и колледжа, сотрудники университета, а также любые сторонние частные лица и/или организации.


2. Библиотечное и справочно-информационное обслуживание осуществляется на основе «Договора об обслуживании пользователей (читателей) в НБ РГГУ», заключаемого при записи в Библиотеку.


3. Студенты, профессорско-преподавательский состав, аспиранты, докторанты, научные работники, сотрудники и другие лица, обучающиеся или работающие в РГГУ, имеют право бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг:

3.1. получать полную информацию о составе фондов и новых поступлениях через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;

3.2. получать свободный доступ к локальным и сетевым информационным ресурсам Библиотеки, а также к информационному сервису Интернет;

3.3. получать справочно-библиографическую и консультационно-практическую помощь в поиске и выборе изданий, документов и информации, в том числе с использованием современных информационных технологий;

3.4. получать из библиотечного фонда во временное пользование издания и документы, в том числе на нетрадиционных носителях;

3.5. продлевать срок пользования литературой в установленном порядке;

3.6. получать во временное пользование библиотечные издания, хранящиеся в учебно-методических кабинетах (УМК) институтов и факультетов, в соответствии с правилами работы УМК;

3.7. использовать компьютерную и другую технику, предназначенную для читателей Библиотеки.


4. Дополнительные услуги читатели могут получить за плату. Перечень дополнительных платных услуг, оказываемых библиотекой, и размер оплаты определены «Перечнем платных услуг, выполняемых библиотекой», ежегодно утверждаемых ректором университета. Информацию о дополнительных платных услугах можно получить в отделе платных услуг Библиотеки, на абонементах и в читальных залах.


5. Издания (документы), отсутствующие в библиотечном фонде, читатель имеет право получать по межбиблиотечному абонементу (МБА) или средствами электронной доставки (ЭДД). Порядок и стоимость выполнения запросов устанавливаются соответствующими Договорами, заключаемыми между Научной библиотекой РГГУ и другими библиотеками.


6. Студенты всех форм обучения, учащиеся колледжа, штатные преподаватели, аспиранты дневного отделения, докторанты, научные работники и сотрудники РГГУ имеют право пользования всеми пунктами выдачи, включая абонементы. Примечание.Студентам заочной формы обучения и учащимся колледжа издания и документы из фонда научной литературы выдаются только в читальный зал (п.7.2. настоящих Правил)


7. Преподаватели и сотрудники, работающие в РГГУ на условиях почасовой оплаты, по совместительству и по трудовому соглашению, а также студенты иногородних филиалов РГГУ, аспиранты заочного отделения, учащиеся лицея, слушатели курсов повышения квалификации и подготовительных курсов имеют право пользования только читальными залами Библиотеки и медиатеками.


8. Студентам и учащимся других учебных заведений, а также лицам, не работающим в РГГУ, предоставляется право пользования читальными залами и медиатеками на платной основе в соответствии с действующим прейскурантом платных услуг.


9. Библиотечное обслуживание различных предприятий и организаций осуществляется платно на договорной основе.

 

10. Все категории читателей библиотеки имеют право вносить предложения по улучшению деятельности Библиотеки.

 

Ответственность читателей

Читатели должны: 

1. Соблюдать Правила пользования Библиотекой. 

 

2. Бережно относиться к документам и техническим средствам, полученным в Библиотеке. 

 

3. Возвращать издания (документы) и технические средства в установленные сроки. 

 

4. Не выносить издания (документы) из помещения Библиотеки, если они не записаны в электронных читательских формулярах или других учетных документах пользователей. 

 

5. Не делать пометок, подчеркиваний в документах; не вырывать, не загибать страницы. 

 

6. Не нарушать расстановку документов в фондах открытого доступа. 

 

7. Не вынимать карточки из каталогов и картотек. 

 

8. Использовать информационную сеть Интернет, компьютерную и аудиовизуальную технику и другие технические средства, предоставляемые Библиотекой, строго в учебных и научных целях. 

 

9. Не предпринимать попытки самостоятельно подключать оборудование или устранять неисправности при работе с компьютерами и техническими средствами. 

 

10. При получении документов и технических средств тщательно их проверять и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщать об этом дежурному библиотекарю. В противном случае ответственность за порчу документов или технических средств несет читатель, который пользовался ими последний. 

 

11. Соблюдать общественный порядок, тишину и чистоту в Библиотеке. Отключать мобильные телефоны в читальных залах и других пунктах обслуживания. Бережно использовать оборудование и мебель. 

 

12. Не вносить продукты питания, напитки в помещениях Библиотеки. 

 

13. Не входить в помещения Библиотеки в верхней одежде и головных уборах, с портфелями и сумками, в том числе непрозрачными полиэтиленовыми пакетами и т.п. Сдавать сумки в камеру хранения и верхнюю одежду в гардероб. 

 

14. Не оставлять вещи при входе в библиотеку. За ценные вещи, оставленные в камерах хранения читальных залов, Библиотека ответственность не несет. 

 

15. Ежегодно перерегистрировать свои читательские билеты. Читатели, не прошедшие перерегистрацию, Библиотекой не обслуживаются.При перерегистрации читатели должны предъявить все числящиеся за ними издания и документы. Читатели, не продлившие сроки действия студенческих билетов и служебных удостоверений, перерегистрации не подлежат. 

 

16. По окончании университета, отчислении из него, выбытии на длительный срок (командировка, академический отпуск и т.п.) или увольнении читатель обязан вернуть в Библиотеку все числящиеся за ним документы и сдать читательский билет. 

 

17. Читатели не имеют право передавать читательский билет другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом. В случае нарушения этого правила читатель может быть лишен права получения литературы на дом. 

 

18. Читатели, причинившие Библиотеке ущерб, несут административную, гражданско-правовую (материальную) или уголовную ответственность в формах, предусмотренных действующим законодательством, Уставом РГГУ и Правилами пользования Библиотекой. 

 

19. Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчу документов или технических средств, обязаны заменить их идентичными или признанными Библиотекой равноценными, а при невозможности замены - возместить реальную рыночную стоимость. 

 

20. При нарушении настоящих Правил по решению администрации Библиотеки читатель лишается права пользования библиотекой на срок от 1 месяца до 1 года или выплачивает компенсацию. Сумма компенсации определяется администрацией Библиотеки отдельно в каждом конкретном случае с учетом тяжести нарушения действующих Правил. 

 

21. За систематические нарушения Правил пользования Библиотекой администрация библиотеки может исключить виновных из числа читателей библиотеки без права восстановления.

 

Обязанности Библиотеки

Библиотека обязана: 

1. Обеспечить высокое качество обслуживания всех категорий читателей. 


2. Обеспечить свободный доступ читателей к информационным ресурсам Библиотеки, а также информации о составе своих фондов. Оказывать читателям помощь в поиске и выборе необходимых изданий и документов. 


3. В случае отсутствия в фондах необходимых читателям документов предоставить возможность их получения из фондов других библиотек по межбиблиотечному абонементу или средствами электронной доставки. 


4. Информировать читателей обо всех видах предоставляемых услуг. 


5. Совершенствовать формы и методы библиотечного и информационно-библиогра­фического обслуживания читателей, исполь­зуя современные информационные технологии. 


6. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде Библиотеки изданий и документов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование, а книг и других документов, являющихся памятниками истории и культуры, - с соблюдением требований законодательства РФ об охране и использовании памятников истории и культуры. 


7. Следить за своевременным возвращением выданных читателям документов. Производить очередную выдачу литературы только после получения от читателя ранее выданных ему изданий и документов, срок пользования которыми истек. 


8. Проводить занятия по основам библиотечно-библиографических знаний, прививая читателям умение ориентироваться в справочно-поисковом аппарате Библиотеки, в том числе электронном каталоге, базах данных, библиографических изданиях, а также производить первоначальный анализ и отбор изданий и документов. 


9. Создавать и поддерживать комфортные условия для работы читателей. 

 

10. Предоставлять читателям по их требованию информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов.

 

Права Библиотеки

Библиотека имеет право: 

1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, стоящими перед Библиотекой в области формирования фондов и обслуживания читателей. Использовать современные автоматизированные технологии заказа, регистрации и выдачи литературы читателю. 


2. Разрабатывать, изменять Правила пользования Библиотекой и утверждать их у ректора РГГУ. 


3. Определять условия доступа к фондам Библиотеки. 


4. Вводить дополнительные сервисные платные услуги. 


5. Определять виды, способы и размеры компенсации ущерба, нанесенного Библиотеке читателями. 


6. Взимать плату с читателей в случае нарушения ими сроков возврата изданий и документов, полученных из библиотечного фонда. 


7. Не обслуживать читателей, не вернувших издания (документы) в установленный срок, до погашения задолженности перед библиотекой. 


8. Вводить ограничения в пользовании особо ценными и редкими документами. Определять порядок выдачи и сумму залога при предоставлении редких, ценных и малоэкземплярных изданий. 


9. Производить на платной основе разовое библиотечно-информационное обслуживание физических лиц, сторонних для РГГУ, в соответствии с прейскурантом платных услуг. 


10. Определять условия библиотечно-информационного обслуживания юридических и физических лиц в соответствующих договорах.

 

Порядок записи читателей в Библиотеку

1. Запись читателей в библиотеку осуществляется в течение учебного года на любом абонементе по месту обращения читателя. Записьв Библиотеку студентов 1 курса производится на абонементе по месту размещения факультета (Миусская пл., ул.Никольская, ул.Кировоградская). 


2. Для записи в библиотеку читатели предоставляют: 

  • паспорт или документ его заменяющий; 
  • студенческий билет или служебное удостоверение с ежегодной отметкой о продлении срока действия документа. 


Примечания:

  • зарубежные граждане получают билет в установленном порядке; 
  • учащиеся лицея и колледжа, слушатели курсов повышения квалификации и подготовительных курсов предъявляют документы, подтверждающие их временное прикрепление к университету; 
  • частные лица, обслуживаемые на платной основе, предъявляют временный платный читательский билет, полученный в отделе платных услуг Библиотеки; 
     

3. При записи в Библиотеку читатели (пользователи) должны ознакомиться с Правилами пользования библиотекой РГГУ, заключить «Договор об обслуживании пользователя (читателя) в НБ РГГУ» и подтвердить своей подписью обязательство о выполнении условий Договора. Договор хранится в дирекции Библиотеки. 


4. Информация о читателе вводится в электронный читательский формуляр, в котором фиксируются ограничения в правах пользования различных категорий читателей в соответствии с п.п. 2.6-2.8 настоящих Правил. 


5. Электронный читательский формуляр, заполняемый при записи в Библиотеку, получает индентификационный штриховой код, который наклеивается на студенческие билеты, служебные удостоверения РГГУ, документы, подтверждающие временное прикрепление к университету, временные платные читательские билеты. Указанные документы с наклеенным штриховым кодом приравниваются к читательскому билету. 


6. Читательский билет является единственным документом, дающим право пользоваться Библиотекой РГГУ. 
 

Примечание. Читатель (пользователь) имеет право получить один читательский билет. Наличие у читателя нескольких читательских билетов может служить основанием для его исключения из числа читателей библиотеки. 
 

7. В случае утери читательского билета следует немедленно сообщить об этом на любой абонемент Библиотеки. Новый штриховой код наклеивается на дубликат утерянного документа в случае отсутствия задолженности перед Библиотекой. Изменение идентификационного штрихового кода читателя приравнивается к выдаче нового читательского билета и производится за плату в соответствии с прейскурантом платных услуг.

 

Порядок обслуживания читателей на абонементах

1. На абонементах обслуживаются студенты всех форм обучения, учащиеся колледжа, штатные преподаватели, аспиранты дневного отделения, докторанты, научные работники и сотрудники РГГУ. 
 

Примечание. Студентам иногородних филиалов РГГУ на дом литература не выдается. 


2. Студентам заочной формы обучения и учащимся колледжа на дом выдается многоэкземплярные учебники и учебные пособия из фонда учебной литературы. Издания из фонда научной литературы выдаются только в читальный зал. 


3. Заказ документов из фондов библиотеки осуществляется в автоматизированном режиме. На издания, не отраженные в электронном каталоге, читатель заполняет читательское требование. 


Примечание. Образец читательского требования и правила его заполнения находятся на абонементах. 


4. Издания из фонда научной литературы выдаются пользователям на срок от 15 дней до 1 месяца в следующем количестве: 

  • профессорско-преподавательскому составу, научным сотрудникам, докторантам, аспирантам, студентам-дипломникам до 10 экземпляров; 
  • студентам, сотрудникам, стажерам до 7 экземпляров. 


5. Учебники и учебные пособия выдаются студентам на абонементах по месту размещения факультета (Миусская пл., ул. Никольская, ул. Кировоградская) сроком на семестр в количестве, определяемом учебными планами и программами. После 1 октября производится прием заказов и выдача учебной литературы на всех абонементах независимо от места учебы студентов. 
По окончании семестра издания подлежат сдаче или продлению срока пользования на абонементе по месту получения конкретного издания. 


6. Художественная литература и периодические издания выдаются на срок до 15 дней в количестве не более 3-х экз. 


7. Читатели (пользователи) могут продлить срок пользования документами, если они имеются в достаточном количестве и на них нет спроса со стороны других пользователей. Продление срока пользования изданием осуществляется строго при условии его предъявления сотруднику абонемента, на котором издание было получено. 


8. Отечественные и зарубежные издания из коллекционных собраний выдаются на абонементе сроком на 15 дней без продления времени пользования. Выдача изданий на русском языке осуществляется при условии наличия в библиотечном фонде не менее 2 экз. данного издания, выдача изданий на иностранных языках производится независимо от числа экземпляров в фонде. Справочные и иллюстрированные издания из коллекций литературы выдаются только в читальный зал. 


9. Заказанная литература хранится на бронеполке абонемента в течение 3-х дней. По истечении указанного срока невостребованные издания возвращаются в книгохранение. 


10. Редкие и ценные документы, изданные до 1945 года, единственные и последние экземпляры, документы, полученные по МБА, на дом не выдаются. 


11. Выдача неопубликованных материалов (дипломных работ, диссертаций и т.п.), документов ограниченного распространения осуществляется только в читальный зал. 


12. На время летних каникул читатели обязаны возвратить в Библиотеку все взятые ими документы. Выдача литературы на абонементе прекращается за три недели до закрытия Библиотеки на летний период. 
 

Примечание. Преподаватели могут продлить срок пользования документами на время летних каникул при условии предъявления всей числящейся за ними литературы и по согласованию с заведующим абонементом. 


Порядок обслуживания в читальных залах

1. Право пользования читальными залами имеют все читатели библиотеки. 


2. При входе в читальный зал читатель должен предъявить читательский билет, получить ключ и сдать вещи в камеру хранения. 


3. Читатель имеет право пользоваться литературой из подсобного фонда и фонда открытого доступа читального зала, а также заказывать издания из книгохранения.


4. В фонде открытого доступа читатель самостоятельно подбирает с полки нужные ему документы. 


5. Подбор литературы в подсобном фонде читального зала осуществляется дежурным библиотекарем по читательским требованиям. Единовременно читателю выдается не более 5 экземпляров.

 
Примечание. При наличии одновременного повышенного спроса на документы по одной теме количество выдаваемых экземпляров может быть ограничено до 3. 


6. Заказ документов из книгохранения и выдача их читателю осуществляется в автоматизированном режиме. 

Заказ документов в читальный зал редких книг осуществляется путем заполнения читательского требования. 

Выдача документов производится в автоматизированном режиме. 
 

7. При получении документов читатель должен тщательно их проверить и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, который обязан сделать на документе соответствующие пометки. 


8. Литература, заказанная читателем из книгохранения, хранится на бронеполке в читальном зале в течение 3 дней, по истечении которых невостребованные издания возвращаются в книгохранение. 

По запросу читателя сроки пользования изданиями в читальном зале могут быть продлены. 


9. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные документы, единственные и последние экземпляры, диссертации и дипломные работы студентов, документы, полученные по МБА, выдаются для работы только в читальный зал. 


10. Выдача дипломных работ выпускников университета производится: 

  • профессорско-преподавательскому соста­ву — по читательскому требованию; 
  • студентам — по читательскому требованию, подписанному научным руководителем дипломной работы студента. 

Примечание. Выдача дипломных работ студентам Института управления, экономики и права осуществляется строго при наличии на читательском требовании подписи директора Института. 

11. Выдача изданий для копирования в отделе платных услуг осуществляется после оформления специального бланка заказа. 


12. Читателям разрешается

12.1. Вносить в читальный зал ноутбуки и другие портативные компьютеры, наушники, манипулятор мышь и отдельные компьютерные комплектующие, предварительно получив разрешение на внос нужных ему технических средств у дежурного библиотекаря. 

12.2. Вносить в читальный зал аудио и видео кассеты, CD-ROM, микрофиши, дискеты, содержание которых имеет непосредственное отношение к процессу обучения или профессиональной деятельности. Разрешение на их внос также должно быть зафиксировано дежурным библиотекарем. 


13. При уходе из читального зала на время читатель должен сдать все полученные им документы и технические средства на хранение дежурному библиотекарю. 


14. При уходе из читального зала читатель обязан сдать ключи от камеры хранения.


15. При срабатывании электронной системы защиты при выходе из читального зала читатель обязан остановиться для выяснения причин сигнала тревоги. 


16. Читателям читальных залов Библиотеки РГГУ не разрешается: 

16.1. Пользоваться чужим читательским билетом или передавать свой читательский билет другому лицу. В случае нарушения читатель может быть лишен права пользования читальным залом на срок, определяемый администрацией Библиотеки. 

16.2. Входить в читальный зал с личными или библиотечными документами, взятыми на абонементе, вырезками из печатных изданий. В случае, если необходимый читателю документ отсутствует в библиотечном фонде, требуется получить разрешение на внос нужных материалов у дежурного библиотекаря. 

16.3. Выносить из читальных залов технические средства (наушники, манипулятор мышь и др.) и документы, независимо от вида носителя информации, кроме изданий, предназначенных для копирования в отделе платных услуг.


Порядок пользования медиатекой

1. Право пользования медиатекой предоставляется всем категориям читателей (пользователей) Библиотеки. 


2. Читатель имеет право пользоваться энциклопедической, справочной и иной литературой из фонда открытого доступа медиатеки, документами на нетрадиционных носителей информации (CD-ROM’ами, аудио- и видеодокументами), полнотекстовыми и библиографическими базами данных, имеющимися в библиотеке, а также ресурсами Интернет. 


3. При первом посещении медиатеки читатель должен пройти инструктаж у сотрудника медиатеки по правилам пользования медиатекой и эксплуатации оборудования. 


4. Оборудование медиатеки подключается только дежурным библиотекарем. 

Читателям категорически запрещается самостоятельно предпринимать попытки подключить оборудование или устранить неисправности, какими незначительными они бы не казались. 


5. В открытом доступе подсобного фонда медиатеки читатель самостоятельно подбирает с полки нужные издания (документы). 


6. При получении документов или технических средств читатель должен тщательно их проверить и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю. В противном случае ответственность за порчу документов и технических средств несет пользователь. 


7. По всем вопросам использования электронных ресурсов, документов на нетрадиционных носителях информации, изданий из подсобного фонда медиатеки и оборудования читатель должен обращаться к дежурному библиотекарю медиатеки. 


8. В медиатеку не разрешается вносить и использовать аудиовизуальные, электронные и печатные документы, не включенные в подсобный фонд медиатеки. В случае, если необходимый читателю документ отсутствует в подсобном фонде медиатеки, требуется получить разрешение на внос нужных материалов у дежурного библиотекаря. 

Не разрешается вынос документов из медатеки в читальный зал, другие подразделения Библиотеки или университета. 


9. При уходе из медиатеки на время читатель должен сдать все полученные документы и технические средства на хранение дежурному библиотекарю. 


10. Срок пользования компьютерным оборудованием медиатеки не должен превышать 1 час. По запросу читателя и при отсутствии желающих работать на оборудовании медиатеки срок пользования может быть продлен дежурным библиотекарем. 


11. По завершении работы читатель ставит об этом в известность дежурного библиотекаря. Дежурный библиотекарь осуществляет прием документов и технических средств в присутствии читателя. 


12. Читатель самостоятельно осуществляет копирование на дискету фрагментов документов на нетрадиционных носителях информации, баз данных, Интернет-ресурсов . 


13. Пользователь, использующий сеть Интернет, компьютер, аудиовизуальные приборы и другие технические средства для игр, просмотра фильмов и других занятий, не относящихся к процессу обучения или профессиональной деятельности, лишается права пользования библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки.

Прикрепленные файлы