Книга с выставки: Чичагов Л. М. Дневник пребывания царя-освободителя в дунайской армии в 1877 году

Леонид Михайлович ЧичаговЛеонид Михайлович Чичагов родился в 1856 г. в Санкт-Петербурге. Происходил из старинного дворянского рода, его отец Михаил Никифорович Чичагов был генерал-майором артиллерии. В 1875 г., после окончания Пажеского корпуса, поступил в Михайловскую артиллерийскую академию. С 1876 г. на службе в 1-й его величества батарее Гвардейской конноартиллерийской бригады. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-78 гг. в составе генерала И.В. Гурко. За боевые заслуги награжден орденами святой Анны 4 и 3 степени, святого Станислава, саблей с дарственной надписью от царя Александра II за взятие Плевны. После возвращения с фронта Чичагов знакомится с Иоанном Кронштадским, который становится его духовным отцом. В 1881 г. Леонид Михайлович был отправлен во Францию для изучения французской артиллерии, принимал активное участие в боевом оснащении крепостей на западной границе России. В это же время Чичагов занимается изучением богословия, становится старостой Преображенского собора в Санкт-Петербурге. Постепенно, под влиянием Иоанна Кронштадтского, он приходит к мысли оставить службу и посвятить свою жизнь служению богу. В 1890 г. Чичагов выходит в отставку в чине полковника. Но Чичагова интересовало не только богословие. На протяжении многих лет Леонид Михайлович разрабатывал собственную систему оздоровления организма лекарствами растительного происхождения. Его методика была описана в двухтомной книге «Медицинские беседы», изданной в 1891 г. 

В 1893 г. Чичагов становится священником в храме Двенадцати апостолов в Кремле. На собственные средства он основал при храме Общество Белого креста, основной целью которого была помощь офицерским детям, потерявшим родителей. В 1896 г. Чичагов опубликовал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», в которой большая часть материалов была посвящена Серафиму Саровскому.  В 1898 г. Леонид Михайлович принимает монашеский постриг с именем Серафим, а в 1899 г. назначается настоятелем Спасо-Ефвимиевского монастыря в Суздале. В 1902 г. Чичагов издал житие Серафима Саровского. С 1904 г. настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В 1906 г. становится епископом Орловским и Севским, а с 1908 г.  Кишеневским и Хотинским. Во время Первой мировой войны организовывал поставки медикаментов в госпитали и санитарные поезда. В 1918 г. Чичагов был назначен митрополитом Варшавским и Привислинским, но из-за обострившейся политической ситуации не смог въехать в Варшаву.

В 1921 г. Чичагов был арестован и приговорен к 2-м годам концлагеря за то, что находясь в Польше, как эмиссар российского патриархата, координировал «против русских трудящихся масс за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом дружины друзей Иисуса».  В начале 1922 г. был освобожден по состоянию здоровья, но вскоре выслан в Архангельскую область. В 1927 г. поддержал декларацию, в которой священнослужители принимали советскую власть. В 1928 г. Серафим был назначен управляющим Ленинградской епархией. В 1933 г. указом Синода отправлен на покой. 30 ноября 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и уже 11 декабря тяжелобольной Серафим был расстрелян.

 

Чичагов Л. М. Дневник пребывания царя-освободителя в дунайской армии в 1877 году

 

Чичагов Л. М. Дневник пребывания царя-освободителя в дунайской армии в 1877 году / сост. Л.М. Чичагов. - Санкт-Петербург : Тип. М.М. Стасюлевича, 1885. - VII, [1], 293, [1], XII, [2] с. ; 25 см. - Экз. 376-22-73 - деф.: нет тит. л.

 

Военную службу Леонид Михайлович сочетал с историко-литературной деятельностью. События, связанные с освобождением Болгарии, он описал в своей самой известной работе "Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году ", в которой нашли отражения и героика войны, и благородная миссия русской армии, освободившей православные славянские народы от турецкого владычества. Свою задачу автор видел в том чтобы собрать воедино весь архивный материал, тексты газетных заметок, иллюстрации и корреспонденцию, составить как можно более полный дневник Александра II, показать лишения, сопровождавшие пребывание императора в Дунайской армии - доказательства любви монарха к своему народу. Ценой больших усилий Чичагову удалось собрать, переработать и художественно отразить обширный документальный материал, свидетельства очевидцев, свои наблюдения и даже случайно оброненные фразы Александра II и ответы ему простых солдат. Помимо военных действий, описывается посещения русским царем госпиталей, его беседы с ранеными. Автор фиксировал всё, что попадало в поле зрения русского царя - болгарские городки, пейзаж, интерьер временных пристанищ царя. Его работу можно было бы назвать документально-художественной съёмкой восьмимесячного пребывания Александра II за Дунаем. В заключение книги автор написал: «Задачу нашу мы считаем оконченной: дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877г. - составлен, или, вернее создан, так как своевременно мало сделано было к сохранению этих великих дней жизни Царя-Освободителя в памяти потомства, и воспоминания о них наполняли лишь сердца немногих, ближайших очевидцев событий». О популярности этой книги говорит тот факт, что она выдержала три издания. Члены царской семьи удостоили это сочинение благодарственными письмами. Именно за это труд портрет Л.М. Чичагова был помещён в Софийском национальном музее.

 

 

Теги