Книжная выставка «Мартин Лютер: к 500-летию Реформации»

Мартин Лютер

 

На 6-м этаже у входа в читальный зал открыта книжная выставка: «Мартин Лютер: к 500-летию Реформации».

Выставка посвящена религиозному и общественно-политическому движению в Западной и Центральной Европе  XVI – XVII вв., направленному на преобразование римско-католической церкви и приведшее к возникновению протестантизма. Реформация началась осенью 1517 г. в городе Виттенберге (Германия), где монах и богослов Мартин Лютер, выступил с протестом против католической церкви. Поводом для протеста послужила булла (основной средневековый папский документ) римского папы Льва X, об отпущении грехов через продажу индульгенций для «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». В ответ на буллу, 31 октября 1517 г. Лютер выпустил 95 тезисов «О про­яс­не­нии действен­но­сти ин­дуль­ген­ций», в которых подвергал критике роль церкви в спасении душ и которые намеревался защищать на публичном диспуте. Разъ­яс­няя суть те­зи­сов, Лю­тер обозначил ос­но­вы сво­его учения: при­зна­ние все­об­ще­го свя­щен­ст­ва, спа­се­ние толь­ко ве­рой, при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния. 

Уче­ние Мартина Лю­те­ра стало широко рас­про­стра­нять­ся в Гер­ма­нии. Лютер Диспутосуждал про­да­жу ин­дуль­ген­ций; счи­тал, что свя­щен­ни­ки нужны только для того, чтобы объ­яс­нять ве­ру­ю­щим Свя­щен­ное Пи­са­ние, а не для того, чтобы быть по­сред­ни­ка­ми между Богом и лю­дь­ми; от­ста­и­вал идею оправ­да­ния верой — че­ло­век сам несет от­вет­ствен­ность за свои по­ступ­ки и обес­пе­чи­ва­ет спа­се­ние своей души верой в Бога; счи­тал, что цер­ковь долж­на от­ка­зать­ся от бо­гатств; что Свя­щен­ное Пи­са­ние долж­но быть до­ступ­но каж­до­му христианину, а не толь­ко свя­щен­ни­ку, зна­ю­ще­му ла­тынь. По мнению Лютера, единственным путём спасения души для христианина является вера дарованная Богом, и главным источником христианских истин считал Библию, а не церковь. Идеи Реформации оказались при­вле­ка­тель­ны для всех слоев общества. Дво­рян­ст­во было за­ин­те­ре­со­ван­но­ в уси­ле­нии свет­ской вла­сти и конфискации цер­ков­ных зе­мель, бюр­гер­ст­ву были близ­ки идеи «уде­шев­ле­ния» церк­ви, а кре­сть­ян­ст­во по­лу­чило воз­мож­ность вы­ска­зать социальные требования. 

История реформацииВсе попытки церкви заставить Лютера отречься от своих взглядов на папскую власть потерпели неудачу. В итоге папа Лев Х в январе 1521 г. отлучил его от церкви. На папскую буллу об осуждении Лютер ответил осуждением папства, а саму буллу, а также  Кодекс канонического права публично сжег. Император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе, чтобы убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер, стоя перед императором и духовными правителями, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи. После Вормсского эдикта начались гонения против сторонников Лютера.  У отлученного от церкви Лютера нашлись влиятельные сторонники в лице курфюрста Саксонского Фридриха III Мудрого, который защищал реформатора и обеспечивал его безопасность. По пути из Вормса Лютер был похищен людьми курфюрста и спрятан в замке Вартбург. Здесь Лютер вместе с учениками перевел с латыни на немецкий язык Библию. Стараясь сделать Писание доступным "даже для верующей дочери мельника", Лютер заимствовал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов. Перевод был напечатан в 1522 г. и за 30 лет разошелся небывалым для того времени тиражом 100 тыс. экземпляров. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком. 

ИсточникиВыступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которые исходя из своих сословных интересов, поразному трактовали учение Лютера. В 1523 г.  часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Своей целью Гуттен считал подготовку немецкого народа к войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи. Рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём не исполняется. 

БаумгартенЛетом 1524 г. на юге Гер­ма­нии началась крестьянская война. Причинами восстания стали ущем­ле­ни­е эко­но­мических и пра­во­вых ин­те­ре­сов кре­стьян фео­да­ла­ми, в частности рост пла­те­жей и по­вин­но­стей, умень­ше­ние земельных угодий, ог­ра­ни­че­ние ав­то­но­мии и са­мо­управ­ле­ния сель­ских об­щин. В первых требованиях содержались возражения только против новых поборов и повинностей, вошедших в практику в последние десятилетия. В начале 1525 г. был составлен один из главных программных документов Крестьянской войны — «Статейное письмо». В нем авторы требовали полного устранения всех тягот «бедного и простого люда», установленных духовными и светскими господами и властями. Дворяне и священники, не оставившие свои замки и монастыри, чтобы жить и работать как обыкновенные люди, и не отвергшие сами свои привилегии во имя всеобщего равенства, подлежали «светскому отлучению», а их замки и монастыри — разрушению. Но большинство руководителей крестьян хотели лишь смягчения господского гнета и ликвидации личной несвободы. Весной 1525 г. начался период наивысшего подъема Крестьянской войны. Восстанием были охвачены Швабия, Франкония, Тюрингии и Саксония. Для выработки общей программы было решено провести съезд в Гейльбронне. Но войска Швабского союза один за другим разбивали крестьянские отряды. В Тюрингии центром повстанческого движения крестьян и городского населения стал город Мюльхаузен, где народное движение возглавил проповедник Томас Мюнцер. В его учении главное место занимали представления о «внутреннем слове Божием», которое может открыться каждому, даже не умеющему читать. «Божественное право» Мюнцер понимал как устранение существующей власти — «безбожных тиранов» и как установление с помощью «союзов избранных», использующих «меч» — методы насилия, новых порядков, власти народа. Но разобщенность и неорганизованность, отсутствие должной военной подготовки и оружия, привели к тому, что очаги восстания один за другим жестоко подавлялись, все закончилось в 1526 г. За поражением последовали штрафы и контрибуции, которые были наложены на немецкую деревню и города, поддержавшие крестьян, усилилась власть князей. 

Смирин Мюнцер

Лю­тер на начальном этапе со­чув­ст­вовал вос­став­шим и ви­дел в них социальную опо­ру ре­фор­мационных преоб­ра­зо­ва­ний, но за­тем осу­дил кре­сть­ян­ские вол­не­ния и на­чал про­во­дить цер­ков­ные ре­фор­мы в княжестве Сак­со­ния при под­держ­ке ряда кня­зей. По окончании Крестьянской войны  на рейхстаге в Шпейере по требованию германских князей было приостановлено действие Вормсского эдикта. Лютер ЖЗЛВторой Шпейерский рейхстаг в 1529 г. подтвердил эдикт, что вызвало протест шести германских князей и четырнадцати имперских городов. Была составлена  «Шпейерская протестация» против решения большинства членов рейхстага возобновить действие эдикта. На рейхстаге в Аугсбурге в 1530 г. представитель Лютера Филипп Меланхтон представил документ, который впоследствии назвали Аугсбургское исповедание. В нем были изложено 28 вероучительных положений, являвшихся богословской нормой для лютеран.  После Аугсбургского рейхстага протестантскими князьями начал формироваться оборонительный Шмалькальденский союз. Карл V заключивший союз с папой и Вильгельмом Баварским, направил свои войска на земли князей-участников этого союза. В результате начавшейся войны войска протестантов были разгромлены, в 1547 г. был захвачен Виттенберг, который почти 30 лет являлся неофициальной столицей протестантского мира. В 1552 г. протестантский союз вместе с французским королём Генрихом II начал против Карла V вторую Шмалькальденскую войну, закончившуюся их победой. По итогам войны протестантские и католические князья заключили с императором в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир, который установил гарантии свободы вероисповедания для имперских сословий (курфюрстов, светских и духовных князей и свободных городов). Но, несмотря на требования лютеран, Аугсбургский мир не предоставил права выбора религии подданным имперских князей и рыцарей. Подразумевалось, что каждый правитель сам определяет вероисповедание в своих владениях. Это положение трансформировалось в принцип «чья страна (власть) того и вера». 

РеформаторыРеформационное движение из Германии распространилось по всей Европе, проникая во Францию, Швейцарию, Англию, Шотландию, Польшу, Финляндию, Данию и другие страны. В 50-х годах XVI столетия начинается господство швейцарской Реформации в её новой форме – кальвинистской, декларирующей принцип народовластия и вызвавшей серьезные демократические движения в ряде стран: Нидерландах, Англии и Шотландии. Реформация разрушила религиозное единство Западной Европы создав несколько новых влиятельных церквей и изменила политический и социальный строй ряда стран. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые находились в зависимости от светских правителей. Необходимость изучения Библии повысила образовательный уровень европейцев, привела к росту церковно-приходских школ, появлению университетов. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы издавать на них Библию. Главным достижением Реформации стало то, что она способствовала замене старых феодальных экономических отношений новыми - капиталистическими. 

На выставке экспонируется 75 книг, иллюстрирующих все этапы реформационного движения в Европе, произведения Мартина Лютера и книги о нем.

 

Список литературы, представленной на выставке

 

 

 

Теги