Библиогид октября

В нашем университете 9–10 октября прошла научно-практическая конференция «"Цветаевские чтения: к 20-летию "Учебного художественного музея"» и была открыта выставка «Наука о прекрасном. Преподавание истории искусств в Императорском Московском университете в середине XIX – начале ХХ века».  Не всем известно, что знаменитый сегодня на весь мир Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина изначально создавался как Музей при Императорском Московском университете и должен был служить базой для изучения всемирной истории искусств по слепкам с самых известных памятников скульптуры. Однако как учебный музей он просуществовал очень недолго - наполняясь подлинниками, слепки за неимением музейных площадей вытеснялись в запасники. Вернуть первоначальный замысел музею помогло содружество ГМИИ и Российского государственного гуманитарного университета, когда на основе возвращенных из запасников слепков был создан Учебный художественный музей.

-

 

В семи залах Музея представлено 750 слепков и копий с памятников искусства, хранящихся в музеях мира. Это произведения искусства Древнего Египта и Передней Азии, Древней Греции, Рима, европейского средневековья и эпохи Возрождения. С одной стороны, это музейное пространство дополняет экспозицию основного музея на Волхонке, будучи открытыми для широкой публики, а с другой, Учебный музей является частью Музейного центра РГГУ – экспериментально-практической исследовательской площадки.

В этом выпуске мы кратко ознакомим вас с экспозицией каждого из залов Музея и литературой из нашего фонда, которая позволит глубже погрузиться в историю, культуру и искусство представленных веков.

 

-

 

Те, кому интересна  древнеегипетская цивилизация, оценят экспозицию первого и второго залов Музея (расположены на первом и третьем этажах). Тут можно увидеть слепок с Палетки царя Нармера (оригинал - Каирский музей), которая относится ко времени становления единого египетского государства, реплику знаменитого Розеттского камня (оригинал - Британский музей), позволившего расшифровать древнеегипетские иероглифы. Представлены скульптурные портреты фараонов, в том числе Рамсеса II, при котором искусство испытало необычайный расцвет. В экспозиции представлена пластика вплоть до периода, когда Египет стал римской провинцией, - светская, частная скульптура, фигурки священных жуков скарабеев, статуэтки богов, например, Беса – одного из самых загадочных богов Древнего Египта.

 

Что почитать?

 

«Культура древнего Египта»; ответственный  редактор И. С. Кацнельсон, М.: Наука, 1976.

В книге рассказывается о многогранной культуре древнего Египта: его истории, хозяйстве, быте, военном деле, религии, научной мысли, законодательстве, языке и письменности, художественной литературе, театре, музыке, спорте.

 

Всеволод Владимирович Павлов «Образы прекрасного. Избранные труды», М.: Советский художник, 1979.

Всеволод Владимирович Павлов - советский искусствовед-египтолог, который более тридцати лет проработал в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В предлагаемую книгу вошли избранные труды Всеволода Владимировича - "Искусство Древнего Египта", "Глиптика", "Русское и советское искусство", "Русская природа". Издание содержит огромное количество иллюстраций.

 

Пьер Монтэ «Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов», М.: Наука, 1989.

Пьер Монте – известный французский египтолог, посвятивший ряд работ исследованию образа жизни жителей Египта, и его книга «Египет Рамсесов» является одним из подобных трудов. Понимая, что именно обыденная, повседневная жизнь людей является основной составляющей жизни государства, автор концентрирует на ней своё внимание и задаётся целью подробно описать её. Эта книга – комплексная, в определённом смысле итоговая работа, в которой автор, не приводя научные размышления и анализ, излагает установленные в своих более ранних трудах факты, стараясь максимально широко охватить все аспекты выбранной темы, то есть наиболее полно воссоздать картину повседневной жизни египтян в эпоху великих фараонов.

 

Курт Вальтер  Керам «Боги, гробницы, ученые», М.: Республика, 1994.

Книга рассказывает о великих археологических открытиях, позволивших восстановить историю древнейших цивилизаций Греции, Египта, Вавилона, Шумера, Аккада, Мексики: об открытиях Генриха Шлимана; о том, как Артуру Эвансу удалось найти следы древнегреческой культуры на острове Крит; как Картер и Карнарвон нашли знаменитую гробницу египетского фараона Тутанхамона, а Стефенс и Томпсон — древние города народа майя и их легендарную столицу Чичен-Ицу; как Шампольон расшифровал египетские иероглифы, а Гротефенд и Раулинсон положили начало дешифровке клинописи, и о многих других, не менее интересных открытиях, в результате которых человечество смогло познакомиться с величайшими культурами древнего мира.

 

«Памятники и люди», составитель В.Я. Гельман, М.: Вост. лит., 2003.

Сборник отдела Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посвящен истории Отдела, его коллекциям и судьбам людей, с ними связанных. Среди них были такие выдающиеся ученые, как Б.А. Тураев, В.К. Мальмберг, В.К. Шилейко, Т.И. Бороздина-Козьмина, В.И.Авдиев, А.С.Стрелков, В.В.Павлов, оставившие значительный след в русской и мировой науке, а также те, чьи имена, казалось бы, совсем забыты, но кому Музей обязан сохранением, изучением и популяризацией своих бесценных сокровищ.

Значительная часть статей, вошедших в сборник, носит мемуарный характер. К сборнику приложены архивные материалы, позволяющие представить судьбу Отдела в разные периоды истории страны, его научную, популяризаторскую, хранительскую и реставрационную деятельность.

 

Мишель Шово «Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры», М.: Молодая гвардия, 2004.

Книга Мишеля Шово, почетного члена французского Института восточной археологии Каира, открывает неизвестные страницы истории Египта в эпоху, когда безраздельно царствовала великая Клеопатра. В повседневной жизни обитателей этого могущественного и таинственного региона перемешивались древние традиции фараоновских времен и греческая культура, проникшая в Египет вместе с воинами Александра Македонского. Используя самые последние археологические открытия, автор словно оживляет египетскую цивилизацию, которая долго сопротивлялась Риму, прежде чем покориться его власти, окончательно установленной с победой Августа в битве при Акции.

 

Герман Кеес «Заупокойные верования древних египтян: от истоков и до исхода Среднего Царства», СПб.: Журн. "Нева", 2005.

Книга Германа Кееса, одного из позднейших представителей немецкой египтологической школы, выдержала со дня своего выхода несколько изданий и не потеряла актуальности и до сих пор. Хронологические рамки исследования - от древнейших времен до конца Среднего Царства. Изложение подкреплено многочисленными и подробно комментируемыми цитатами из "Текстов пирамид", "Текстов саркофагов", "Книги мертвых", что помогает читателю глубже понять быт, способ мышления и мироощущение древних египтян, народа, подарившего миру великих философов и богословов. На русский язык переведено впервые.

 

Матье Милица Эдвиновна «Искусство Древнего Египта», СПб.: Коло: Унив. кн., 2005.

Впервые изданная в 1961 книга советского египтолога Милицы Эдвиновны Матье не устарела до сегодняшних дней и является классикой отечественной египтологии. Этот фундаментальный труд охватывает памятники всех исторических эпох Древнего Египта: додинастику, искусство Раннего царства, искусство Древнего царства, искусство Среднего царства, искусство фиванского периода Нового царства, искусство Ахетатона, искусство периода преемников Эхнатона, искусство эпохи Рамессидов (2-ая половина Нового царства) и искусство Позднего периода.

 

Димитри Меекс «Повседневная жизнь египетских богов», М.: Молодая гвардия: Палимпсест, 2008.

Среди моря научно-популярной литературы, посвященной древнеегипетской культуре, мифологии и религии, книга Димитри Меекса и Кристин Фавар-Меекс «Повседневная жизнь египетских богов» по-своему уникальна. В этом исследовании известные французские египтологи рассматривают мир египетских богов как сложную структуру, существующую по своим законам и на равных взаимодействующую с миром людей, что позволяет  взглянуть на оба этих мира с новой, неожиданной стороны.

 

-

 

В зале № 3 (четвертый этаж) представлены слепки с произведений искусства народов, населявших древнюю Переднюю Азию с середины III тысячелетия до н.э. и до середины I тысячелетия н.э. Основная часть слепков была заказана профессором И.В. Цветаевым в мастерских крупнейших европейских музеев: парижского Лувра, Британского музея в Лондоне и Переднеазиатского музея в Берлине. Несколько слепков были получены И.В. Цветаевым из Румянцевского музея. Наиболее ранние экспонаты происходят из Южной Месопотамии и датируются периодом первого объединения Двуречья под властью аккадских правителей (XXIV - XXIII вв. до н.э.). В экспозиции представлено шумерское искусство XXII в. до н.э. и ассирийское искусство. Изделия декоративно-прикладного искусства из металла и из камня представлены урартскими мастерами. Из памятников ахеменидской династии (VI - IV вв. до н.э.) в экспозиции можно ознакомиться с фрагментом изразцового фриза из знаменитого дворца царя Дария в Персеполе. Копии с двух блюд со сценами охоты и светильник с изображением животных представляют искусство периода правления Сасанидской династии (III - VII вв. н.э.), которое получило всемирную известность благодаря великолепному мастерству обработки драгоценных металлов. 

 

Что почитать?

 

Борис Борисович Пиотровский «Искусство Урарту, VIII-VI вв. до н.э.», Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.

Настоящее издание составило фундаментальное исследование по истории искусства Урарту VIII-VI вв. Книга подводит своеобразный итог многолетних исследований автора на холме Кармир-блур в Армении. На основе анализа материалов крепости Тейшебаини восстанавливаются различные эпизоды истории государства Урарту, дающие важнейшие источники для интерпретации его взаимоотношений с Ассирией и другими соседями, со скифами. Книгу дополняет каталог урартских древностей, хранящихся в Отделе Востока Государственного Эрмитажа.

 

Вероника Константиновна Афанасьева «Искусство Древнего Востока», М.; Dresden : Искусство : Verl. der Kunst, 1976. Серия «Малая история искусств».

Книга посвящена древнему искусству Ближнего Востока, Ирана и Египта. Процессы становления искусства и его стилистическая эволюция на протяжении почти семи тысяч лет рассматриваются авторами в связи с общей историей человеческой цивилизации. Прослеживаются сложные взаимные связи между странами, «традиционными» для данного раздела истории мирового искусства (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия, Египет), и периферийными по отношению к ним областями - Древним Кавказом и Суданом. Во вступительной статье И.С. Кацнельсона дана характеристика древнейших общественных формаций Ближнего Востока и краткий очерк искусства стран, соседствовавших с Египтом в древности. В книге более 200 тоновых и цветных иллюстраций.

 

Игорь Сергеевич Клочков «Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время», М.: Наука, 1983.

Книга представляет собой исследование, посвященное некоторым аспектам духовной культуры Месопотамии II-I тысячелетий до н.э. В четырёх очерках освещаются проблемы восприятия времени вавилонянами; концепция судьбы, существовавшая в Междуречье; отношение древних к миру вещей и оценка значимости имущества для индивида. В работе дается историко-филологический анализ ряда памятников вавилонской словесности и предпринимается попытка реконструкции в наиболее общих чертах системы ценностей и поведенческих стимулов, выработанной обитателями древней Месопотамии.

 

Эрих Церен «Библейские холмы», М.: Правда, 1986.

Это книга о наиболее ярких страницах 150-летней истории (до 1961 г.— времени выхода книги) археологических находок и открытий, сделанных на территориях «библейских» стран: Ассирии, Вавилонии, Египта, Сирии, Палестины и т.д. Автор, немецкий журналист Эрих Церен — не профессионал-археолог, а энтузиаст, страстно влюбленный в эту науку. Книга описывает не только историю раскопок и научных исследований, но и рассказывает о людях, усилиями которых был проделан этот грандиозный труд.

 

Валерий Иванович Гуляев «В стране первых цивилизаций», - М.: [б. и.], 1999.

По своему содержанию книга состоит из двух частей: первая посвящена итогам исследований археологической экспедиции Академии Наук СССР на северо-западе Ирака, в Синджарской долине, в 1969 -1980 гг. (автор - сотрудник этой экспедиции в 1970 - 1980 гг.) вторая часть - рассказ о наиболее известных памятниках месопотамской культуры - Уре, Вавилоне, Ниневии, Нимруде, Хатре.

 

Николай Яковлевич Мерперт «Очерки археологии библейских стран» М.: Библ.-богосл. ин-т св. апостола Андрея, 2000.

Книга посвящена археологии региона, в котором разворачивались основные события Библии. Повествование начинается от периода заселения этого района человеком в нижнем палеолите и заканчивается эпохой падения еврейских царств. Последовательно рассматривается история археологических исследований в Палестие, их главные достижения и соотношение с письменными источниками, прежде всего со Священным Писанием.

 

Владимир Владимирович Емельянов «Древний Шумер. Очерки культуры», СПб.: Петерб. Востоковедение, 2001.

В книге составные части шумерской культуры — цивилизация, художественная культура и этнический характер — впервые представлены в единстве. В первой части освещаются материальная культура, социальная структура и политическая история шумерских городов-государств, а также особенности мироощущения шумеров. Вторая часть знакомит читателя со вкладом шумеров в искусство, науку и литературу. История шумерской словесности базируется здесь на новой хронотематической классификации ее произведений. Третья часть книги посвящена вопросу об определении национального характера у исторически мертвых народов с использованием новых психологических методов классификации. В приложении представлены переводы текстов всех эпох шумерской истории, причем большинство текстов переводятся на русский язык впервые.

 

Борис Яковлевич Ставиский «Искусство и культура древних иранцев», М.: РГГУ, 2002.

Книга советского историка и археолога, специалиста в области иранистики, археологии, истории культуры и искусства народов Средней Азии обобщила многолет­ний опыт изучения истории, культуры и искусства древних ираноязычных народов, заселявших значительную часть Евразии (в том числе многие территории бывшего СССР).

 

Анатолий Александрович Ковалев  «Месопотамия до Саргона Аккадского. Древнейшие этапы истории», М.: РГГУ, 2002.

Работа освещает ранние стадии развития цивилизации древнего Двуречья (Протописьменный и Раннединастический периоды). Автор анализирует источники, а также обращается к новейшим зарубежным исследованиям в данной области, учитывая при этом и достижения отечественных ассириологов и шумерологов. Помимо изложения исторических событий даются краткие очерки по проблематике, имеющей непосредственное отношение к теме работы, — развитию ассириологии, природным условиям Месопотамии, эволюции шумерского письма.

 

Уильям Куликан  «Персы и мидяне: подданные империи Ахеменидов», Москва: Центрполиграф, 2002.

В книге исследуется история персов и мидян, подданных империи, центром которой был дворец Персеполя. Автор представляет впечатляющую панораму зрелой цивилизации Ахеменидов, описывает систему сатрапий, религию и завоевания, расцвет и падение империи. Раскрываются особенности развития искусства и архитектуры Иранской державы, эволюция луристанских бронз и других металлических изделий.

 

Наталия Давидовна Флиттнер «Культура и искусство Двуречья и соседних стран», М.: В. Шевчук, 2011.

Автор настоящей книги, Наталия Давыдовна Флиттнер (1879—1957), являлась старейшим специалистом в области истории культуры и искусства народов Древнего Востока. Училась у крупнейших русских и зарубежных востоковедов и историков искусства: Б.А.Тураева, А.В.Прахова, А.Эрмана и Г.Шефера. С 1919 г. работала в Государственном Эрмитаже. В книге рассматриваются культура и искусство древнего Двуречья: Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии и соседних стран.

 

Алий Иванович Колесников «Сасанидский Иран», Санкт-Петербург: Нестор-История, 2012.

Данная книга представляет авторскую переработку избранных публикаций автора за период с 60-х гг. ХХ в. до начала ХХI в., которые получили высокую оценку специалистов и до сих пор не утратили своего научного значения.

 

зал античного искусства

 

Экспозиция античных залов Музея начинается с пятого этажа и представляет произведения от архаики до широко известных шедевров классического периода. Древнейший экспонат этих залов – реплика амфоры 750 г. до н. э. с росписью геометрического стиля. В залах представлена скульптура, по которой можно проследить развитие искусства от почти неподвижной, графичной "Дамы из Оксерра" (оригинал - Лувр) до "Дискобола" Мирона (представлена слепком с одного из вариантов римских копий). Помимо скульптуры в зале можно увидеть слепки нескольких плит фриза Парфенона: скачущий всадник, состязание колесниц, жертвенные животные из панафинейской процессии. Малый зал шестого этажа продолжает экспозицию античного искусства. Наиболее известные статуи, находящиеся здесь, - "Дорифор" и "Диадумен", здесь же можно видеть слепок статуи танцующей менады Скопаса, а также изваяния поэтов и философов: Эсхила, Софокла, Менандра - в слепках с римских копий греческих скульптур или в работах римских мастеров в традициях греческого "исторического портрета". Большой зал шестого этажа демонстрирует аттический мемориальный рельеф, скульптуру эллинизма и римское искусство.

 

Что почитать?

 

Глеб Иванович Соколов «Искусство Древнего Рима», М.: Искусство, 1971.
 

Глеб Иванович Соколов — доктор искусствоведения, профессор кафедры Всеобщей истории и теории искусства МГУ, исследователь античного искусства и культуры древнегреческих городов Северного Причерноморья. Активно участвовал в научных археологических экспедициях на территории древнего Боспора под руководством знаменитых профессоров В.Д. Блаватского и М.М. Кобылиной, 10 лет проработал в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Автор большого числа работ, посвященных античного искусству, многие из которых представлены в нашем фонде.

 

Наталья Николаевна Бритова «Римский скульптурный портрет: очерки», М.: Искусство, 1975.

Книга написана коллективом авторов — старших научных сотрудников отдела Античного искусства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и знакомит с историей развития римского скульптурного портрета от искусства этрусков до памятников IV века, подготовивших иконописные образы Византии.

 

Юрий Дмитриевич Колпинский, Наталия Николаевна Бритова «Искусство этрусков и Древнего Рима», М.: Искусство, 1982.

 

Книга из серии «Памятники мирового искусства», выпускавшейся издательством «Искусство» в Москве в 1960—1990-х годах. Книги серии посвящены искусству мира с древнейших времен до XX века и освещают различные аспекты: вазопись, скульптура, живопись, керамика, архитектура, фрески. Статьи для книг подготовлены выдающимися искусствоведами ХХ века.

 

«Культура древнего Рима», ответственный редактор Е. С. Голубцова, М.: Наука, 1985.

Двухтомник по истории культуры древнего Рима — первый в советской историографии обобщающий труд, в котором римская культура в целом предстает как определенный исторический феномен, тесно связанный с эволюцией социально-экономического базиса. В 1-м томе освещаются политические, научные, религиозные, юридические представления римлян, вопросы государственного и частного права, показана роль поэзии в римской культуре. Завершает том глава о римском искусстве.

 

«Искусство Восточного Средиземноморья I - IV веков», М.: Искусство, 1985.

В предлагаемой работе авторами рассматриваются памятники архитектуры, скульптуры и живописи восточных римских провинций - Сирии и Египта. Оцениваются художественные особенности богатейшего творческого наследия древних народов и их романизация.

 

Борухович Владимир Григорьевич «Вечное искусство Эллады», СПб.: Алетейя, 2002.

Книга профессора В.Г. Боруховича, признанного специалиста в области античной истории и культуры, освещает историю искусства Древней Греции от его истоков до начала эпохи эллинизма. В ее основу положен спецкурс, много лет читавшийся автором на кафедре истории древнего мира Саратовского университета. Работа создана на основе оригинальной авторской концепции; в ней по-новому трактуются многие проблемы, связанные с творчеством как знаменитых, так и безвестных создателей бессмертных шедевров архитектуры и изобразительного искусства. В монографии учтены археологические открытия последних десятилетий, расширившие и обогатившие наши представления об античном искусстве. 

 

Леонид Иосифович Таруашвили «Искусство Древней Греции: словарь», М.: Яз. славян. культуры, 2004.

Настоящее издание является опытом свода и представления в словарной форме данных по истории древнегреческого искусства. Будучи общедоступным по стилю изложения справочником, оно информирует о самых разных и порой малоизвестных сторонах искусства Древней Греции, особенно подробно освещая наиболее выдающиеся его страницы. Вместе с тем данный словарь – авторский; в той мере, в какой это не противоречит его информационным целям, он отражает особый, свойственный его автору подход к памятникам истории искусства, подкрепляемый анализом отдельных художественных явлений.

 

Акимова Людмила Ивановна «Искусство Древней Греции: геометрика, архаика», СПб.: Азбука-классика, 2007;

Акимова Людмила Ивановна «Искусство Древней Греции: классика», СПб.: Азбука-классика, 2007.

В первой книге рассматриваются две начальные эпохи развития искусства Древней Греции - геометрика и архаика (IX-VI вв. до н. э.), когда после "темных веков", наступивших с падением минойско-микенской культуры II тыс. до н.э., в Элладе начала складываться новая художественная система. Произведения искусства обеих эпох анализируются в неразрывном единстве их формы и смысла, в контексте других духовных свершений раннегреческой культуры. Вторая книга посвящена эллинскому искусству эпохи классики (V-IV вв. до н.э.), от "Тираноубийц" Крития и Несиота до поздних греческих стел и танагрских статуэток. Рассматриваются художественные концепции всех крупных мастеров Греции - архитекторов, ваятелей и вазописцев. Анализируется художественный процесс: эволюция стиля, структуры жанров, смысловой системы, поэтики и философии искусства. Издания богато иллюстрированы произведениями вазописи, скульптуры и архитектуры.

 

Блаватский Владимир Дмитриевич «Греческая скульптура», М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008.

Владимир Дмитриевич Блаватский - крупнейший российский археолог, искусствовед, историк античной культуры, профессор Московского университета. Он руководил раскопками в Северном Причерноморье, организовал первые подводные археологические экспедиции, создал целый ряд значительных трудов по античной истории и археологии: "Земледелие в античных государствах Северного Причерноморья" (1953), "Пантикапей" (1964), "Античная полевая археология" (1967). Книга "Греческая скульптура", опубликованная лишь однажды, в 1939 году, служит примером разносторонней одаренности автора, в котором скрупулезность археолога сочеталась со страстной увлеченностью искусствоведа.

 

Молок Дмитрий Юрьевич «Классика и истина. Статьи об античном искусстве», Москва: ДЕФИ, 2016.

В книге собраны статьи, посвященные античной культуре и искусству: как знаменитым памятникам древности (Венера Милосская, Бельведерский торс, Колизей, фрески Виллы Мистерий в Помпеях и др.), так и некоторым общим художественным проблемам ("архаическая улыбка", метафора порога, метаморфозы зеркала, модель "оживающее искусство — оцепеневший зритель"). Автор предстает здесь в различных ипостасях: и как исследователь, и как возвышенный почитатель, и как наблюдатель разнообразных вещей и явлений, пытающийся расшифровать их облик, и как художественный критик, чьи эссе отсылают к винкельмановской традиции "поэтических описаний".

 

Савостина Елена Анатольевна «Всесильный случай», Москва: БуксМАрт, 2016.

Книга посвящена истории археологических открытий в Греции, становлению науки об античности и в целом — древнегреческой культуре, чей духовный, эстетический, творческий опыт стал основой формирования европейской цивилизации. Елена Анатольевна рассказывает о раскопках Афин — Акрополя, агоры, знаменитого некрополя, об открытии Трои и Микен, о новой цивилизации, обнаруженной в Кноссе и минойском городе на острове Санторин (Фера). Об исследованиях гробницы Филиппа Македонского в царском кургане и удивительных свойствах сохранившейся в ней древнегреческой живописи. Речь идет также о широко известных находках: "Аполлон Бельведерский", "Лаокоон", "Венера Милосская", "Ника Самофракийская", "Возничий из Дельф". Так объединяются и поступательное движение науки, и неожиданные яркие вспышки на этом пути — новые сенсационные находки, которые разбивают устоявшиеся представления, изменяя направление научной мысли, и связывают разрозненные звенья цепи.

 

зал искусства Средних веков

 

Зал 7 посвящен искусству Средних Веков и Возрождения. Экспозиция включает памятники византийского искусства, например, слепок с одной из самых больших пластинок из слоновой кости с изображением архангела Михаила (оригинал – Британский музей), а также произведения монументального и прикладного искусства Западной Европы, начиная с каролингского времени до периода поздней готики. Здесь можно увидеть произведения оттоновской эпохи, например, так называемый реликварий Генриха Птицелова (оригинал - сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург); готическую скульптуру, украшающую фасады известных европейских соборов. Есть и уникальные вещи, например капитель, на которой изображен жонглер с обезьяной. Подлинник находился в соборе Роттердама, сильно пострадавшем во время войны, и был утрачен. Интересной является коллекция слепков с памятников Северного Возрождения - деревянной скульптуры Франции, Германии, Нидерландов. Среди произведений эпохи Возрождения в экспозиции можно увидеть слепок скульптуры Лоренцо Лоренцетто "Мертвый мальчик на дельфине" (оригинал - Эрмитаж), выполненной по эскизу Рафаэля, и небольшую статую работы молодого Микеланджело «Ангел с канделябром» (оригиал - Базилика Сан-Доменико), ок. 1494 −1495 гг., созданную для гробницы святого в Болонье.

 

Что почитать?

 

Нессельштраус Цецилия Генриховна «Искусство раннего Средневековья», СПб.: Азбука, 2000.

В предлагаемой вниманию читателя книге «Искусство раннего Средневековья» автор прослеживает развитие европейской архитектуры, скульптуры, живописи, книжной графики от раннего средневековья до начала XI века. В томе представлен уникальный изобразительный ряд — около 200 цветных иллюстраций.

 

«Панорама Средневековья», М.: Интербук-бизнес, 2002.

Эта книга является в буквальном смысле панорамой Средних веков. В ней вы найдете охват всего периода Средних веков: от распада Римской империи до становления культуры Возрождения; освещение всех аспектов средневековой жизни; более 800 иллюстраций; наличие вспомогательного научного аппарата, в том числе историко-биографических справок по персоналиям средневековой истории, карт, словаря терминов и др.

 

Эрвин Панофский «Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада», СПб.: Азбука-классика, 2006.

Книга "Ренессанс и "ренессансы" в искусстве Запада" стала важнейшей вехой в истории изучения и осмысления Возрождения как явления общеевропейской культуры. Впервые изданная в 1960 году, она сразу же вошла в научный обиход, сделавшись в равной мере обязательной как для тех, кто занимается культурой и искусством Средневековья, так и для тех, чей круг интересов простирается дальше - от Возрождения к Новому времени. В основу издания были положены четыре первые лекции из десяти, прочитанных Панофским в рамках Готтемановских чтений при Уппсальском университете в 1952 году. В книге автор показывает, из каких специфических составляющих складывается феномен Возрождения, и на многочисленных примерах из области изобразительного искусства, архитектуры, литературы и философии рисует картину духовной жизни Европы. Настоящее издание исправлено и дополнено, а также богато иллюстрировано.

 

«Словарь средневековой культуры» под общей редакцией А. Я. Гуревича, М.: РОССПЭН, 2007.

Издание представляет новую концепцию развития средневекового общества, - соединяющую проблемы социальной и культурной истории. Оно имеет междисциплинарный характер и охватывает проблематику и методы исследования различных областей гуманитарного знания. Для подготовки настоящего коллективного труда были объединены усилия видных отечественных (Е.М.Мелетинский, С.С.Аверинцев, М.Л.Гаспаров) и зарубежных (Ж.Ле Гофф, П.Динцельбахер. Ж.-К.Шмитт) специалистов.

 

Петрушенко Леонид Аврамиевич. «Повседневная жизнь средневековой Европы», Москва: Молодая гвардия, 2012.

Средние века вместили в себя многое:  крестовые походы и рост городов, чудеса святых и костры еретиков, песни трубадуров и величие готических соборов. В этом калейдоскопе фактов и событий трудно разглядеть, как жили обычные люди той эпохи, во что они верили, что заставляло их совершать те жестокие, милосердные и экстравагантные поступки, что и сегодня удивляют нас. Этому посвящена книга историка и философа Леонида Петрушенко, описывающая, как мировоззрение средневекового человека отражалось в его поведении - в церкви и на войне, в школе и на рыцарском турнире.

 

Александр Владимирович Волков «Код Средневековья», Москва: Вече, 2013.

Книга представляет собой масштабное историко-философское исследование символики романской скульптуры XI-XIII веков. Читатель узнает о людях, животных и чудовищах. Среди них - Хозяин зверей, шепчущие твари, женщина со змеями, трехголовый человек, дерущиеся бородачи и многие другие. Особое внимание уделено загадочным сюжетным совпадениям с произведениями эпох, предшествующих романской, - будь то творения Древнего Востока, античных Греции и Рима, кельтской, франкской и славянской Европы, Византийской империи. Книга содержит около 400 иллюстраций.

 

Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике», М.: АСТ: Corpus, 2015.

Книга представляет собой краткий очерк эстетических учений средневековья. Рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской. 


Приятного чтения!

-

 

Благодарим сотрудников Музея за помощь в подготовке выпуска!