Книжная выставка: «И зашипят ходячие самовары: к 180-летию открытия в России регулярного движения по железным дорогам»

Царскосельская жд

 

К юбилею железных дорог в России, у входа в читальный зал и в читальном зале открыта выставка «И зашипят ходячие самовары: к 180-летию открытия в России регулярного движения по железным дорогам». На выставке представлено более 100 книг и периодических изданий, в том числе из Отдела редких книг, иллюстрирующих историю становления и развития железнодорожного сообщения в России. В первой части (в читальном зале) представлены книги освещающие предысторию рельсового транспорта и постройку первых железных дорог, а также развитие этой отрасли до начала XX века. Вторая часть экспозиции (на витринах у лифта) посвящена роли железнодорожного транспорта в событиях XX – начале XXI веков. Отдельно представлена литература по многим основным железнодорожным магистралям, история их строительства и эксплуатации. В конце выставки освещен вопрос уникальности такого исчезающего явления, как Узкоколейные железные дороги.Черепановы

Одним из предшественников рельсового пути являлся древнегреческий диолк, каменная дорога-волок для перевозки кораблей через Коринфский перешеек, с глубокими желобами в которых помещались полозья смазанные жиром. В XVI в. на шахтах Германии и Англии использовались деревянные рельсы и вагонетки, они получили широкое распространение в горнодобывающих районах, а в XVIII веке их постепенно вытеснили железные рельсовые дороги. Первая железная дорога - «Уоллатонская вагонная дорога», была открыта между 1603 и 1604 гг. в Англии и использовалась для перевозки угля. Ее протяженность составляла около трех километров. В 1801 г. в Англии была устроена первая железная дорога с конной тягой. В 1807 г. впервые по железной дороге на конной тяге были организованны пассажирские перевозки.

Творцы новой техникиОбразцы ранних паровых машин появились в Европе в XVII в. Автором первой паровой машины в России (1766 г.) был изобретатель И.И. Ползунов, но из-за своей статичности и громоздкости, она не подходила для установки на транспорт. В 1833 г. русские промышленные изобретатели Ефим и Мирон Черепановы (отец и сын) на Выйском заводе построили первый в России паровоз, проведенные испытания показали недостатки конструкции, которые позднее были устранены. Самый первый образец паровоза был сконструирован и построен в Англии, Ричардом Тревитиком в 1804 г, но по причине дороговизны железа и огромного веса его экземпляр и экземпляры ряда других изобретателей не имели успеха. Самым удачливым оказалось изобретение англичанина Джорджа Стефенсона, он не только предложил несколько улучшенных моделей паровозов, но и добился постройки первой в мире общественной железной дороги на паровой тяги от Стоктона до Дарлингтона в 1825 г.

Первая железная дорога в россии

В России эксплуатация рельсовых дорог началась в конце XVIII века на промышленных предприятиях, шахтах, крупных стройках. Первая чугунная дорога в России была построена в 1788 г. в Петрозаводске и предназначалась для перевозки пушек и руды из одного цеха завода в другой. Инженер Петр Кузьмич Фролов, представил горному ведомству разработанный им проект чугунной дороги, на конной тяге, выгода была очевидной, проект был утвержден в 1809 г. Базой для развития железных дорог в России стал «Департамент водных коммуникаций», созданный в 1798 г., который расширил свои полномочия и стал называться в 1809 г. «Управлением водяными и сухопутными сообщениями».   По приглашению горного ведомства в 1834 г. в Россию прибыл австрийский инженер Франц Герстнер, который внес на рассмотрение Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии, через год граф А. Бобринский создает акционерное общество, с целью финансирования строительства. ВиргинскийВ 1836 г. императором был обнародован указ о сооружении Царскосельской железной дороги, между Царскосельским вокзалом Санкт-Петербурга и Царским селом (позже продленной до Павловска). 11 ноября 1837 г. по первой в России общественной железной дороге было открыто регулярное движение. Протяженность дороги составила 27 километров, первая поездка заняла 35 минут.

В 1842-1848 гг. была проложена Варшаво-Венская железная дорога, соединившая Варшаву с австрийско-польской границей. В отличие от Царскосельской дороги, рассматривавшейся как «увеселительная» и обслуживавшей в основном нужды царского двора и придворного хозяйства, Варшаво-Венская дорога с самого начала имела важное экономическое значение, поскольку использовалась для вывоза угля в Пруссию и продукции польской промышленности в Россию.Петербурго-московская жд

13 ноября 1851 г. было открыто регулярное движение по дороге Москва – Санкт-Петербург. Петербурго-Московская (с 1855 по 1923 гг. - Николаевская, с 1923 г. - Октябрьская) железная дорога стала первой двухпутной казенной железной дорогой, положившей начало созданию в России железнодорожной сети общегосударственного значения. 
 

КВЖДДля ускорения строительства и привлечения капитала было основано «Главное общество российских железных дорог». Кроме казенных средств, привлекался частный капитал. С 60-х гг. XIX в. в России начинается железнодорожный бум. Москва становится крупнейшим железнодорожным узлом, связавшим 11 основных направлений России. В конце XIX - начале XX века была построена играющая большую экономическую и военно-стратегическую роль - Транссибирская железнодорожная магистраль, соединившая отдаленные части России и Европу с Азией. Также на рубеже XIX – XX вв. была построена стратегическая дорога на территории Китая – Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). К 1913 г. протяженность железных дорог составила 71,7 тыс. км. 

СенинПосле Октябрьской революции все частные железные дороги были национализированы. Управление сетью железных дорог было возложено на Наркомат путей сообщения, преобразованный позднее в Министерство путей сообщения (МПС).

Транспорт, в первую очередь железнодорожный, играет одну из решающих ролей во время военных действий, недостаточная скорость строительства и развитие дорог и инфраструктуры, стало одной из причин поражения России в Крымской и Русско-японской войнах. В годы Гражданской войны страна была парализована и зачастую не имела связи с некоторыми регионами из-за разрухи царившей на железнодорожном транспорте. Во время Великой Отечественной войны железнодорожный транспорт сыграл ключевую роль в оперативной переброске и снабжении войск, что повлияло на исход многих сражений. 

Куманев

В послевоенный период осуществлена крупномасштабная реконструкция советского железнодорожного транспорта, перевод железных дорог с паровозной на тепловозную, а затем и электрическую тягу. Проведена замена устаревших рельсов на более устойчивые и тяжёлые с железобетонными шпалами, ручные стрелки заменены на диспетчерскую электроцентрализацию, внедрены автоблокировка, маршрутизация перевозок. С 1956 г. впервые в СССР началась укладка бесстыкового пути. В ходе коренной реорганизации второй половины 1950-х годов ранее существовавшие 56 железных дорог СССР преобразованы в 26 крупных магистралей. Союзная сеть железных дорог впервые начала развиваться по комплексному плану. За 30 послевоенных лет грузооборот железнодорожного транспорта в Советском Союзе вырос в 8 раз и достиг своего максимума в 1988 г.

Мертвая дорогаВ числе крупнейших магистралей построенных в советский период - Туркестано-Сибирская магистраль (Турксиб, 1927-1930 гг.), Трансполярная магистраль (недостроенная железная дорога, строилась в 1947-1953 гг.), Байкало-Амурская магистраль (БАМ, основная часть дороги строилась с 1972 по 1984 гг.). Кроме того, все крупнейшие магистрали сделали двухпутными, многие участки были электрофицированы. 

Правопреемником МПС СССР в части железнодорожной сети, находящейся на территории России, стало Министерство путей сообщения РФ. Распад СССР, деградация экономики непосредственным образом сказались на железных дорогах России. В 1990-е годы практически не строилось новых железных дорог, ухудшилось состояние вокзалов, пригородных поездов и поездов дальнего следования.

В конце 2003 г. в рамках программы по разделению регулирующих и хозяйствующих функций МПС РФ, все основные активы последнего были переданы во вновь созданное ОАО «Российские железные дороги». Само МПС, просуществовав ещё непродолжительное время, было упразднено, а оставшийся персонал перешёл в Министерство транспорта РФ. ОАО «РЖД», принадлежащее на 100 % Российской Федерации, и его дочерние общества являются основными железнодорожными операторами России. Прочие перевозчики имеют практически незаметную долю рынка, несущественную (по сравнению с РЖД) сеть дорог (в ряде случаев — изолированную от сети железных дорог России) или вовсе не имеют своей инфраструктуры (а только собственный парк вагонов).

Бологое-полоцкая

Сеть железных дорог в северной и восточной областях страны остаётся неразвитой. Со многими регионами до сих пор нет железнодорожного сообщения, что для такой большой страны, как Россия, является стратегическим тормозом и угрозой для экономической безопасности.

В настоящее время существуют крупные проекты по возобновлению строительства Трансполярной магистрали, а также окончание строительства Амуро-Якутской магистрали, проходящих по сложнопересеченной местности, а также в сложных условиях вечной мерзлоты.

Теги