Мир, труд, май!

Сегодня предлагаем Вам узнать больше об истории первомая и маевок в нашей стране.

Н. Чехов. Гулянье 1 мая в Сокольниках. Журнал «Москва», 1882, №16
Н. Чехов. Гулянье 1 мая в Сокольниках. Журнал «Москва», 1882, №16

 

Встреча весны, приуроченная к 1 мая, - так называемая маевка утвердилась в годы правления Петра I и была заимствована, по всей вероятности, от проживавших в Москве иностранцев. 

Гражданские праздники петровской эпохи сопровождались общественными развлечениями светского характера - грандиозными фейерверками; артиллерийскими салютами и иллюминацией; уличными маскарадами, которые, хотя и устраивались по образу и подобию европейского карнавала, но имели много общего с русскими скоморошьими играми и традиционным святочным и масленичным ряженьем русских. Неотъемлемой составной частью этих праздников были и многодневные народные гулянья с угощением народа. 

Постепенно маевка стала неотъемлемой частью праздничного быта сначала жителей обеих столиц, а затем многих губернских и уездных городов, а также ряда промышленных сел и заводских поселков Европейской части России, Урала и Сибири. Будучи местным праздником, 1 Мая официально, по календарю, было рабочим днем. Там, где его праздновали, этот день считался полупраздником и большинство горожан работало только до обеда. После двух часов дня, если позволяла погода, значительная часть их, взяв с собой закуску и выпивку, а кое-кто еще и самовар, а также гармонии, гитары, балалайки, отправлялись семьями, а молодежь - дружескими компаниями "на природу" встречать весну, где и веселились до позднего вечера. В каждом городе маевка, как и любое народное гулянье, справлялась в одном и том же месте. 

Особую известность приобрели наиболее старые и самые многолюдные московские и петербургские первомайские гулянья. В Москве с 1730-х годов они устраивались преимущественно в Сокольниках (в XIX в. - иногда в Марьиной роще, а в конце XIX - начале XX в. еще и в Петровском парке), в Петербурге до конца 1880-х годов - в Екатерингофском парке. В столичных, как впрочем и в других первомайских гуляниях, участвовали представители всех сословий. Каждый отмечал встречу весны по-своему. Для людей богатых маевка служила, как иронически писала в 1910 г. одна из московских газет, поводом лишний раз продемонстрировать себя, свои туалеты, свой выезд перед теми, кто соберется смотреть традиционный майский "разъезд" - катание на лошадях, аналогичное масленичному (Вечерний курьер. 1910. № 16. С. 3).

 В 1890-е годы в России, в среде политически активных рабочих появилась еще одна маевка - нелегальная. Будучи самой ранней у нас формой празднования Международного дня солидарности трудящихся, она получила свое название от традиционной маевки-пикника, которую стали называть семейной маевкой. 

В разные годы Первомай в России отмечался по-разному, в зависимости от политической обстановки в стране и накопленного рабочими арсенала форм политической борьбы. На воле празднование 1 Мая могло вылиться в нелегальную маевку, забастовку, митинги и демонстрации, устраивавшиеся в ближайшее воскресенье к 1 Мая; в тюрьме — в массовое исполнение революционных песен, в том числе и первомайских, вывешивание в окнах тюремных камер красных "флагов" (рубаха, шарф, платок) и т. п. К 1905 г. обычай празднования нового, рабочего 1 Мая, уже утвердился в быту политически активных рабочих и стал заметным явлением в общественной жизни России. После 1917 г. рабочий Первомай вошел в число первых советских государственных праздников. Функции же традиционной семейной маевки перешли ко 2 мая. 

Празднование Первомая и за годы советской власти не только укоренилось в общественном и семейном быту основной массы городского и сельского населения, но и наполнилось новым содержанием, в значительной мере утратив агитационно-пропагандистской характер, присущий ему в первые послеоктябрьские десятилетия. 

Как когда-то к Пасхе и престольным праздникам, к 1 Мая в домах проводилась генеральная уборка, готовились праздничные блюда, пеклись пироги и торты, покупались и шились обновы. Во многих городских семьях считалось обязательным посещение демонстраций, с которых нередко возвращались с гостями. Гостей приглашали также днем или вечером в первый или на второй день праздника. Молодежь нередко собиралась в складчину. На май, если была хорошая погода, многие горожане выезжали за город. 2 мая всюду устраивались спортивные состязания. 

Те, кто проводил утро первого праздничного дня дома, смотрели по телевизору передачу с Красной площади, где проходили главные торжества. Праздничные демонстрации и, особенно, парады вызывали большой интерес у значительной части горожан и сельских жителей разных регионов России, для которых "соучастие" в московских парадах и демонстрациях постепенно превратилось в традицию. Традиционными стали и народные гулянья, начинавшиеся с 6-7 часов вечера на центральных улицах и площадях городов, поселков, центральных усадеб колхозов и совхозов. 1 мая городские парки открывали летний сезон. Завершался праздничный день салютом в Москве, городах-героях, а также некоторых других крупных городах. 

С середины 60-х годов в связи с введением второго выходного дня продолжительность первомайских и октябрьских праздников увеличилась. В значительной степени благодаря этому к ним стали переходить некоторые функции семейно-родственного общения, в прошлом присущие престольным праздникам и Пасхе. Как когда-то на Пасху и "престолы", так теперь на 1 Мая в отчий дом нередко съезжались или сходились в разное время покинувшие его дети. Впрочем, многие, преимущественно жители небольших городов и сельской местности, навещали в эти дни родственников и друзей, живущих в крупных городах, где можно было веселее и интереснее провести праздники. Москва, Ленинград, областные центры привлекали и торжественным шествием многочисленных колонн демонстрантов, и красочным убранством центральных улиц, площадей, парков, и богатой, с выдумкой, иллюминацией, и праздничным салютом или фейерверком, и, наконец, массовыми народными гуляньями с концертами на открытых эстрадах, играми, танцами и т.п. 

В конце 80-х - начале 90-х годов характер празднования Первомая претерпевает существенные изменения. Ушли в небытие праздничные застолья "по месту работы", устраивавшиеся ранее в канун праздников во многих трудовых коллективах. Теперь на первый план, как и в послеоктябрьские годы, выступает изначальное политическое содержание этих праздников. И если в 70-80-е годы и 1 Мая, и 7 ноября кто-то принудительно, по разнарядке, ходил на демонстрации, а кто-то, наоборот, не мог на них попасть из-за отсутствия таковой, то с начала 90-х годов в праздничных демонстрациях уже участвуют только по зову сердца. Для одних это - семейная традиция, для других - ностальгия по прошлому, для третьих - возможность встретить единомышленников и, следовательно, взаимопонимание, для четвертых - способ выразить свое несогласие с политическим курсом, проводимым в стране.


Источник: РУССКИЕ Коллективная монография Ответственные редакторы: В. А. Александров, И.В. Власова, Н.С. Полищук; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. - Сер. Народы и культуры.

Издательство: Москва: Наука, 1997. - 828 с.

ISBN: 5-02-009558-3

Для чтения онлайн книга доступна на сайте БУК ВО «Областная универсальная научная библиотека»