Пасхальные яйца в обрядности и фольклоре славян

-

Сегодня, в Светлое Христово Воскресение, предлагаем Вам узнать больше о славянских традиционных играх на праздник Пасхи. 

"... Игры с пасхальными яйцами были самым массовым и распространенным пасхальным развлечением. Как и другие пасхальные обычаи, они продолжались иногда до петровского заговенья. Эти игры были привилегией разных половозрастных групп (иногда только мужчин и женщин, стариков, молодежи брачного возраста, детей) или сообщества в целом. Играли как яйцами, крашенными под Пасху, так и теми, которые красили позднее, например к Троице. Игры с пасхальными яйцами устраивали в общественных местах: за селом на месте традиционных гуляний, на главной площади села, у церкви и т.д. Для обеспечения удачи в игре игроки нередко прибегали к помощи обмана или магии. В ряде мест, особенно на западе Славии, для игр использовали обычные яйца, неосвященные и даже некрашеные.

Основной, известной всем славянам игрой было битье пасхальными яйцами, когда двое играющих, зажав в кулаке по яйцу, одновременно должны были ударить яйцом о яйцо, сначала одним концом, потом другим; тот, чье яйцо останется целым, считался победителем и забирал себе яйцо, принадлежавшее сопернику (…) Яйца для этой игры выбирали особенно тщательно, при этом иногда, аккуратно пробив скорлупу яйца, вынимали его содержимое и засыпали внутрь песок или заливали смолу, чтобы получить яйца покрепче и одолеть соперников. В Далмации, например, парни приберегали для игр первое снесенное курицей яйцо, так называемый pronosak, считавшееся самым крепким. Жители Странджи верили, что владелец самого крепкого пасхального яйца будет здоров в течение года. У восточных славян встречался обычай биться пасхальными яйцами на могилах. Болгары в Родопах в период весенней засухи с нетерпением ждали Пасхи, полагая, что стук пасхальных яиц "отпирает" дождь.

Другим типом игр с пасхальными яйцами были разнообразные формы катания яиц, которые широко известны восточным славянам и на западе Славии, но у балканских славян встречались крайне редко. Пасхальные яйца катали по ровной земле или с горки вниз, стремясь откатить его как можно дальше или же попасть яйцом в небольшие лунки в земле; катали по деревянным лоткам или выкопанным в земле желобкам; катали рукой, битой или мячом, сшитым из кожи или свалянным из шерсти (рус); выстраивали яйца в ряд и старались другим яйцом или мячом "выбить" яйцо соперника и т.д. (…) Разметан понеделник '2-й день Пасхи, когда молодежь катала яйца': парни и девушки выходили в этот день на поляну, становились двумя группами друг напротив друга и катали друг другу крашеные яйца; считалось, что это обеспечит посевам урожай и защиту от града.

Третьим вариантом игры, известным значительно реже, в основном у чехов, хорватов, словенцев, был обычай "колоть/сечь" яйца, для чего играющий стремился попасть металлической монетой, иногда специально заточенной, по яйцу, лежащему на земле или находящемуся в руках у другого игрока; попавший монетой в яйцо брал его себе..."

Отрывок статьи: ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА В ОБРЯДНОСТИ И ФОЛЬКЛОРЕ СЛАВЯН
Авторы: Т. А. АГАПКИНА, О. В. БЕЛОВА
Источник: Славяноведение, № 6, 2011, C. 43-52

Прочесть статью целиком можно в базе East View (доступна для чтения с паролем для электронных ресурсов).

Об ошибке подключения к базе