В рамках Гуманитарных чтений в Научной библиотеке открыты две книжные выставки

-


Первая выставка расположена у входа в Читальный зал и называется «Революция 1917 г. в России: октябрьские события».

После Февральской революции, приведшей к свержению самодержавия, в стране наступило двоевластие. Официальной властью было Временное правительство, а Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов руководил армией и флотом. -Встреченная с энтузиазмом Февральская революция 1917 года очень скоро разочаровала революционно настроенные «низы» —  рабочих и крестьян, которые ожидали от неё завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти. Вместо этого Временное правительство продолжило войну, заверив западных союзников в верности своим обязательствам. Летом 1917 года по его приказу началось масштабное наступление, закончившееся катастрофой из-за падения дисциплины в армии. Попытки провести земельную реформу и ввести 8-часовой рабочий день на фабриках блокировались большинством во Временном правительстве. Самодержавие не было окончательно отменено — вопрос, быть России монархией или республикой, Временное правительство отложило до созыва Учредительного собрания. К концу августа 1917 года в стране сложилась ситуация, когда народ потерял веру во Временное правительство. В городах активно проходили манифестации против Правительства. Рост доверия народа к большевикам рос. Партия большевиков, активно расширяла свои ряды. Люди вступали в партию, которая обещала навести в стране порядок и передать землю народу. В начале февраля численность партии РСДРП(б) не превышала 24 тысяч человек по всей стране. -К сентябрю это число составляло уже 350 тысяч человек. В сентябре 1917 г. произошли новые выборы в Петроградский совет, на которых представители РСДРП(б) получили большинство, а Совет возглавил Л.Д. Троцкий. 

10 октября 1917 года В.И. Ленин провел тайное заседание Центрального Комитета РСДРП(б). На повестке дня был один вопрос, возможность вооруженного восстания и захвата власти. По итогам голосования 10 человек из 12 проголосовали за вооруженный захват власти. Противниками этой идеи были только Зиновьев Г.Е. и Каменев Л.Б.

12 октября 1917 года был создан Военно-революционный комитет, разрабатывающий план восстания. В ВРК вошли: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский и д. р. Для начала восстания нужен был лишь повод. Им стал приказ А.Ф. Керенского закрыть типографию, где печаталась большевистская печатная продукция. В ночь на 25 октября большевики перешли в наступление. 

25 октября были захвачены важные стратегические объекты: государственный банк, телеграф, военные училища, мосты. В этот же день был захвачен Зимний дворец, арестовано Временное правительство, и ВРК объявил новой властью  Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. На Втором Всероссийском съезде Советов был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВКИЦ). Было образовано новое правительство – Совет Народных Комиссаров, председателем которого стал В. И. Ленин. 26 октября были приняты Декрет о мире, который призывал воюющие страны прекратить военные действия и Декрет о земле, выражающий интересы крестьян.

Итогом Октябрьской революции стало разделение мира на два лагеря – социалистический и капиталистический. 

   -     -    - 

На выставке экспонируется литература, отражающая все этапы подготовки и проведения революции. Среди исследований советских и российских историков можно отметить работы С.Н. Базанова «Борьба за власть в действующей российской армии» (М., 2003), И.Н. Васина «Армия и революция» (М., 1973), И.И. Минца «История Великого октября» (М., 1977-1979), В.М. Мироненко, «Штурм века: От февраля к октябрю 1917 г.» (М., 1988), М.И. Мительмана «Октябрьское вооруженное восстание» (М., 1938), Г.Л. Соболева «Тайный союзник: русская революция и Германия, 1914-1918» (СПб., 2009), А.В. Шубина «Великая российская революция: от Февраля к Октябрю 1917 г.» (М., 2014) и др. Также широко представлены воспоминания участников и свидетелей революционных событий: В.А. Антонова-Овсеенко, С.А. Аралова, А.Ф. Керенского, Н.К. Крупской, В.Б. Лопухина, Дж. Рида, С.Н. Тимирева, Л.Д. Троцкого, П.Д. Малькова, Н.Н. Суханова и др. Всего на выставке экспонируется более 200 изданий.


 «Революция 1917 г. в литературе и искусстве»

 

-      -

Вторая экспозиция расположена на третьем этаже, напротив зала каталогов. На выставке представлены работы писателей, поэтов и художников, рожденные после революционных событий  октября  1917 г.-

Октябрьская революция оказала большое влияние на литературу и искусству. Литературный процесс первых лет советской власти был очень многогранен. Лидирующую роль в развитии литературы в 20-е гг. заняла поэзия. В Москве и Петрограде возникали многочисленные литературные кафе, где молодые литераторы читали стихи и спорили о будущем литературы. На какое-то время печатное слово было заменено устным.  Возникают новые литературные кружки и объединения. Накануне октябрьской революции появилась «Пролетарская культурно-просветительная организация». По мнению идеологов Пролеткульта, всякое произведение искусства носит классовый характер, а для нового пролетарского общества не нужна литература прошлых эпох, так как она была создана не пролетариатом и отражает чуждые ему классовые интересы. На «свалку истории» представители Пролеткульта предлагали выбросить А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, П.И. Чайковского и д.р. По их мнению, необходимо создать новую пролетарскую культуру. В 1925 г. создается Российская ассоциация пролетарских писателей, требовавшая незамедлительного признания гегемонии пролетарской литературы. -Оппозицию РАПП составила группа «Перевал» (Всесоюзное объединение рабоче-крестьянских писателей), лидером которой был литературный критик А.К. Воронский, основатель первого советского литературного журнала «Красная новь». «Переваловцы», среди которых были М.М. Пришвин, В.П. Катаев, отстаивали идею внеклассового, общечеловеческого значения искусства как средства понимания мира. Для них новая советская культура не могла состояться без восприятия культурного наследия. В итоге противоборство между двумя идейными течениями закончилось разгромом «Перевала». Одним из интересных литературных объединений 20-х гг. была группа «Серапионовы братья», созданная в 1921 г. В группу входили такие писатели, как М.М. Зощенко, К.А. Федин и др. По своим идейным позициям «серапионы» близки «Перевалу». Для них было характерно неприятие примитивизма и узкоклассового подхода в литературе, утверждение гуманистической ценности искусства. Творческое объединение «Левый фронт искусств» (В.В. Маяковский, Н.Н. Асеев, С.М. Эйзенштейн и др.) отличали весьма противоречивые взгляды. Сочетая футуризм с новаторством в духе пролеткульта, они выступали с весьма фантастической идеей создания некого «производственного» искусства, которое должно выполнять в обществе утилитарную функцию обеспечения благоприятной атмосферы для материального производства. Искусство рассматривалось ими как элемент технического строительства, лишенный личностного начала, вымысла, психологизма. Творчество представителей ЛЕФ было шире и многогранней провозглашаемых ими идейных позиций. Многие литературные группы, претендуя на единственно правильное освещение новых общественных отношений, обвиняли друг друга в отсталости, непонимании «современных задач», в наме­ренном искажении жизненной правды. 

После революционных событий и гражданской войны появились такие поэтические произведения как «Двенадцать» А.А. Блока, «Левый марш» и «Владимир Ильич Ленин»  В.В. Маяковского, «Анна Снегина» и «Баллада о двадцати шести» С.А. Есенина, «Ночь перед Советами» В. Хлебникова и др.

Для развития советской литературы большое значение имело творчество А.М. Горького. В романах «Дело Артамоновых» и «Жизнь Клима Самгина» автор показал все, что переживала страна за дореволюционный и послереволюционный периоды. В начале 20-х годов на литературной ниве появляются новые имена писателей-прозаиков. В первую очередь это: И.Э. Бабель «Конармия», М.А. Булгаков «Белая гвардия», Е.И. Замятин «Мы», Б.А. Лавренев «Сорок первый», Б. Пильняк «Голый год», А.А. Фадеев «Разгром»,  Д.А. Фурманов «Чапаев», М.А. Шолохов «Донские рассказы». Реалистический роман был представлен также писателями, получившими известность до революции, среди которых можно выделить произведения В.Г. Короленко «История моего современника» и А.Н. Толстого «Хождение по мукам».

Историко-революционная тематика играла большую роль и в творчестве художников. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация художников революционной России», появившаяся на основе Товарищества Передвижников и «Союза русских художников». На выставке представлены работы художников: И.И. Бродского, А.А. Дейнеки, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона, скульптора И.Д. Шадра и др.-

Большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат. Плакатная графика позволяла вести агитацию в доступной для понимания неграмотного человека форме. Много сил политическому плакату отдал В.В. Маяковский. Вместе с другими художниками Маяковский изготавливал «Окна сатиры РОСТА». В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков и стихотворного сатирического текста до широких масс доводилась самая насущная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация. 

Нельзя не упомянуть и о развитии советского кинематографа. Большую роль в развитии художественного игрового кино сыграл фильм  С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», вошедший в число мировых шедевров.

Всего на выставке экспонируется более 100 книг.