Узкоколейные железные дороги

В силу различных исторических причин ширина железнодорожной колеи во многих странах мира отличается. Это создаёт определённые препятствия для транспортировки грузов и перевозки пассажиров. Для преодоления этого используется перегрузка вагонов, смена колесных тележек, автоматическое изменение ширины колеи. Первая в России, Царскосельская железная дорога имела ширину – 1829 мм. С постройкой Николаевской ж.д. стала использоваться колея 1524 мм., отличная от европейской колеи, связано это было видимо с работой на строительстве дороги консультантов из США (в то время эта ширина была популярна в южных штатах). С 1970, по 1990-е годы, все железные дороги СССР были перешиты под колею 1520 мм., что увеличивало стабильность пути, повышала скорость.

Кроме стандартной широкой колеи, с началом эксплуатации железных дорог использовалась узкая колея, особенно там, где грузооборот и пассажиропоток был невелик, она была выгоднее в строительстве, обслуживании и эксплуатации. На сегодняшний день, благодаря развитию общей транспортной сети, использование «узкоколеек» становится нерациональным. В большинстве случаев, это небольшие дороги, используемые для вывоза торфа и леса из труднодоступных районов, а также перевозки грузов по территории крупных промышленных предприятий. Из пассажирских узкоколеек сохранились немногие, самая протяженная Алапаевская в Свердловской области, Каринская, в Кировской области (единственная используемая в качестве городского общественного транспорта), несколько дорог в Архангельской области. На базе одной из узкоколеек под городом Переславлем-Залесским, частными инвесторами создан Железнодорожный музей узкоколейных дорог.

Государством на сегодняшний день этот вид дорог не финансируется, пути и составы закрывающихся дорог разбираются или разрушаются, между тем это уникальное явление, которое постепенно исчезает. В некоторых странах такие дороги реконструируют и организовывают по ним исторические маршруты, привлекающие множество туристов.