Выставка «Москва в прошлом и настоящем (из истории юбилеев Москвы)»

К юбилею Москвы в читальном зале Отдела редких книг (комната 348) подготовлена выставка «Москва в прошлом и настоящем (из истории юбилеев Москвы)». На экспозиции представлено  123 книги, как из Отдела редких книг, так и современные издания.

Герб

 

В этом году Москва отмечает свое 870-летие. В новейшей истории города традиция подобных торжеств была заложена в 1947 году, когда празднование 800-летия столицы стало одновременно чествованием ее победы над Германией. Однако и до революции однажды отмечали круглую дату в истории Москвы – в 1847 году.

 

Кремль

 

Идея празднования юбилея первопрестольной столицы принадлежала славянофилам. Первые мысли о грядущей памятной дате появились еще в начале 1830-х годов, когда в журнале «Европеец» было напечатано стихотворение Н.М. Языкова, посвященное Москве, в нем впервые упоминалась дата ее семисотлетия.

Я здесь! – Да здравствует Москва!

Вот небеса мои родные!

Здесь наша матушка Россия

Семисотлетняя жива!..

Москва в ее прошлом тит. л.

Идея юбилея имела не краеведческий, а исторический аспект, в котором Москва осмыслялась как история и судьба России. Именно это осложнило официальное торжество. Клич Языкова «Да здравствует Москва!» стал лозунгом грядущего праздника и подготовки к нему. Времени для этого было еще достаточно, но требовалось высочайшее разрешение на официальное проведение юбилея. Москва явно готовилась к нему, а власть хранила молчание.

В Петербурге не хотели широкого торжества из опасения, что историческое празднование перерастет в нежелательное политическое событие. Благодатная почва московского юбилея подпитывала споры западников и славянофилов. Судьба Москвы знаменовала судьбу всей России, что неизбежно вызывало общественные дискуссии об исторической роли Петра I, о московском и петербургском периодах истории страны, о Москве и Петербурге как о двух ликах России. Не говоря уже о переносе столицы в Москву и об отказе от «немецкого» Петербурга, велись и такие разговоры. Исторический диспут грозил перерасти в политический, народное празднование – в спор о будущем России.Ильинский

 

Обсуждался и такой вопрос: как отмечать и когда. В праздновании юбилейных исторических дат у России уже был некий опыт. В 1803 году прошли торжества в честь столетия Петербурга, ознаменованные парадами войск перед памятником Петру I и военного флота на Неве. Так чествовали официальную столицу, а для Москвы требовалось придумать что-то свое. Официально программа празднования в Москве не готовилась, всякий старался составить ее на свой лад. 

 

Забелин

Отдельно стоял вопрос о дате торжества. Единогласно считалось, что юбилейная дата должна соответствовать первому упоминанию о Москве в летописи. Н.М. Карамзин считал началом истории Москвы 28 марта, того же мнения придерживался и М.П. Погодин. Однако историк И.Е. Забелин, ссылаясь на летописное упоминание, будто встреча древних русских князей состоялась на праздник Похвалы Богородицы, рассчитал, что эта встреча была 4 апреля в пятницу, то есть в канун праздника Похвалы, который отмечается в субботу пятой недели Великого поста. А Пасха в тот год выпадала на 20 апреля. 

Забелин

К весне «москвитяне» и намеревались отпраздновать юбилей. Дело было за властью. В августе 1846 года император с наследником и министром просвещения пребывали в Москве. Тогда профессор Московского университета С.П. Шевырев обратился к министру с уговорами позволить Москве отпраздновать свой день «по примеру западных народов». С тем же обратился к царю и московский генерал-губернатор А.Г. Щербатов. Государь дал свое согласие.

И «москвитяне» начали строить планы праздничных торжеств. Но все дискуссии о дате праздника и все прожекты были прекращены в один день царским решением. 31 декабря 1846 года было объявлено официальное распоряжение праздновать московский юбилей…1 января 1847 года. Московский губернатор был уведомлен, что государь «высочайше повелеть соизволил» ограничить празднование «по случаю зимнего времени» торжественным молебствием и иллюминацией города. Указ даже не успели опубликовать в газетах. Так «всенародное» празднование было сведено к локальному московскому торжеству.

Центром торжеств стал Чудов монастырь в Кремле, где утром состоялся главный праздничный молебен. Вечером состоялась вторая часть официального торжества – праздничная иллюминация. 

Чудов монастырь

А 28 марта сторонники масштабного юбилейного торжества все-таки отметили его за праздничным столом у М.П. Погодина. За обедом К.С. Аксаков читал свои стихи:

Семьсот минуло лет, но твердо

Твое могущество стоит,

Хотя твой враг вознесся гордо,

Хотя он злится и вредит...

Столь скромное, но первое в истории города торжество стало началом серьезного отношения к Москве и фундаментального изучения ее истории. По мнению москвоведа В.Б. Муравьева именно этот юбилей дал старт научному краеведению, которое достигло апогея в дореволюционной Москве, когда были изданы монументальные труды, не потерявшие актуальности и в наше время.

 

Список литературы, представленной на выставке

 

Теги